Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Европейский стиль Дубны Печать
12.10.2010 06:41

Прогулки с архитектором

Уважаемые читатели!
Мы открываем новую рубрику «Прогулки с архитектором», в которой заново будем знакомить вас с самыми разными зданиями нашего города. Мы совершим экскурсию по православным храмам Дубны, погуляем в ее парках и скверах, отправимся путешествовать в «Город мечты», познакомимся с архитектурными проектами будущего. Сегодня нашим гидом будет архитектор, директор проектного бюро «Мегатек» Александр Сериков.

 

Экскурсия начинается из офиса «Мегатек» в районе бывшего ОРСа на улице Дачной. Офис расположен в здании, которое народная молва окрестила «Красным квадратом».

М.А.: Александр,  в архитектуре существует множество  стилей: готика, барокко, классицизм, ампир, модерн… Какие-то из этих стилей отражены в архитектуре Дубны?  И есть ли у Дубны свой архитектурный стиль?
А.С.: На территории Дубны в начале ХIХ века в  стиле классицизма был построен храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино. Позже идеи классицизма воплотились в архитектуре зданий ДК «Мир» и административного корпуса ОИЯИ (здание с колоннами на площади Жолио-Кюри), построенных в 50-е годы ХХ века. Жилые кварталы нашего города строились по типовым проектам 50-х, 60-х, 70-х годов. Если говорить об общем облике, то по сравнению, скажем, с соседними Кимрами и Талдомом, Дубна выдержана в европейском стиле. Особенно институтская часть смотрится в стиле европейского университетского городка.
М.А.: В энциклопедии я прочла, что, по словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура зиждется на трёх началах: прочность, польза и красота.  Позже к этим понятиям прибавилась целесообразность, которую, впрочем, как и красоту, можно понимать весьма субъективно.
А.С.: Да, в 60-е годы в СССР, когда во главу угла в градостроительстве были поставлены задачи экономии, все фантазии и «излишества» в архитектуре были уничтожены (вместе с некоторыми архитекторами, допустившими перерасход  материальных средств). И появились так называемые типовые проекты и типовые застройки, известные теперь, как «хрущевки».

В 70-е годы над типовыми, стандартными многоэтажными проектами застройки городов иронизировали авторы всеми любимого фильма «Ирония судьбы»…  Но теперь в Дубне, как и во многих других городах  России, наблюдается  настоящий «бум» строительства, архитектура вновь возрождается. Если спросить кого-нибудь из дубненцев: «Где вы живете?», в ответ можно услышать: «В Китайской стене», «в Пентагоне», «в Пиле», во «Фрегате», и местные жители поймут, о каком доме идет речь. В воображении приезжего человека, такие названия тоже вызовут тот или иной образ. Значит, окружающую нас архитектуру уже нельзя назвать безликой, и это радует.

М.А.: Александр, а какие основные направления есть в современной архитектуре и какие объекты по Вашим проектам были построены в Дубне?
А.С.: Некоторые основные направления архитектуры, это, скажем, объемное проектирование – раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений. Другое направление, градостроительство, решает задачи проектирования и развития планировочного решения города, строительства новых объектов. Ландшафтная архитектура – это раздел, посвященный организации садов и парков.  Архитектура малых форм занимается объектами городского благоустройства (фонари, ротонды) и носителями информации (стенды, рекламные щиты). Дизайн интерьера – раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий.
Что касается моих проектов, осуществленных в Дубне, то в соавторстве с архитектором Е.Ю. Ларионовой было спроектировано здание Центра современных технологий, где расположено проектное бюро «Мегатек». В процессе строительства часть бетонного забора, огораживающего территорию ОРСа, убрали. Открылось дополнительное пространство для жителей города. Вентилируемые фасады Центра современных технологий выполнены из металлических кассет “Талдом - профиль” трех различных цветовых оттенков. Остекление лестничных маршей сделано из алюминиевых витражных конструкций. Очевидно, меткое название «Красный квадрат» вызвало у горожан ассоциацию с ясными, простыми формами супрематизма, который исповедовал в своем творчестве Казимир Малевич.

Из здания ЦСТ «Красный квадрат», где мы начали нашу экскурсию, выходим на улицу и двигаемся в путь по Черной речке в направлении  района Большая Волга. Не доезжая до  магазина «Перекресток», на ул. Понтекорво поворачиваем направои едем  до железной дороги.

А.С.: Здесь мы видим 3-х уровневую автостоянку на 119 машиномест, спроектированную специально для жилого комплекса «Фрегат» в соавторстве с архитектором Л.Л  Леоновой.
М.А: Это первая и, кажется, пока единственная многоуровневая автостоянка в Дубне?
А.С: Да, она актуальна для густонаселенных районов.

Возвращаемся на проспект Боголюбова и продолжаем двигаться в сторону Большой Волги.

А.С: Слева на ул. Вернова и на проспекте Боголюбова напротив Парка семейного отдыха строятся 15-ти этажные дома. Строительство ведет фирма «Инвестиционный департамент», а мне было заказано проектирование фасадов этих зданий. На проспекте Боголюбова со стороны озера Парка семейного отдыха несколько лет назад реконструировали и надстроили здание «Сервис-экспорта», облагородив неприглядный внешний вид «заднего крыльца», который открывается взглядам гуляющих в парке.
Если свернуть с проспекта Боголюбова влево на улицу Попова, то здесь мы увидим строящийся магазин с кулинарией – двухэтажное с цокольным этажом. Поскольку оно находится в районе многоэтажной застройки 80-х годов, то чтобы не затеряться в окружении девяти- и четырнадцатэтажных крупномасштабных зданий, здание сформировано из крупных членений. В отделке фасада используется сочетание тонированного витражного стекла и керамогранита разных цветов.

 

Проехав улицей Попова до Промышленной улицы, можно разглядеть строящийся за рынком Большой Волги торгово-развлекательный центр. Этот центр находится в удалении от жилого квартала, и не создаст неудобств для жителей, если в нем будут проводиться ночные дискотеки или шумные корпоративные мероприятия.

Снова возвращаемся на проспект Боголюбова.

М.А: А кто определяет место застройки? И с какими проблемами приходилось сталкиваться при этом?
А.С: Место застройки выбирает заказчик, а разрешение на него дают городские власти в соответствии с генпланом. Часто заказчиками выступают предприниматели. Иногда они хотят увеличить торговые площади, и поскольку земля стоит дорого, приходится разрабатывать проекты реконструкции торговых помещений, надстраивая верхний этаж. Таким способом были реконструированы магазины «Эгоист» и компьютерный центр «Ток» (в соавторстве с арх. М.Сапожниковым) на проспекте Боголюбова.

Останавливаемся на проспекте Боголюбова.

А.С: Если посмотреть налево, то увидите арочное перекрытие между двумя жилыми домами (в одном из них – магазин БУМ). В арочной надстройке располагаются магазин «Твое», фирма «Комильфо». Особенность этого проекта в том, что для него потребовался не землеотвод, а если так можно выразиться, «крышеотвод». А если мы  пройдем под аркой вглубь через сквер, то сможем увидеть, как идет реконструкция  торгового центра «Орбита». Реконструкция  ведется без остановки работы магазина. Проект был разработан мной 6 лет назад. С правой стороны проспекта Боголюбова напротив БУМа стоят несколько пятиэтажных домов. Они были спроектированы совместно с моей женой Людмилой Леоновой в начале девяностых, в период кризиса. Несколько позже корпорация “Развитие города” доработала их, построив следующие дома с  двухуровневыми квартирами на верхних этажах. На пересечении проспекта Боголюбова с улицей 9 Мая уже не так давно появилось здание аптеки.

Образом аптеки мы выбрали таблетку, вернее ее половинку. Такая архитектурная форма, к тому же, оказалась наиболее уместной для гармоничного формирования угла жилого квартала многоэтажной застройки 80-х годов. Скругленная форма здания также подчеркивает поворот дороги пересекающихся улиц. Здание выполнено из монолитного железобетона на слабых насыпных грунтах. Чтобы не бить и не бурить сваи перед окнами жильцов четырнадцатиэтажек, в качестве фундамента выбрали монолитную ребристую плиту из монолитного железобетона. В отделке фасадов использовались витражные конструкции и полированный керамогранит теплого оттенка.

Двигаясь по проспекту Боголюбова дальше, поворачиваем направо к ресторану «Таверна».


А.С: Работа по проектированию реконструкции ресторана "Таверна" (ул. Правды) осуществлялась совместно с архитектором Л.Л.Леоновой. Ресторан находится в районе Большая Волга, возникшем в 30-50 годы 20-века. Поэтому реконструкция выполнена в стиле застройки Дубны 50-х годов с применением скатных кровель и эркеров.
Реконструкция включает в себя пристройку 2-х этажной части и частичную надстройку над 1-м этажом существующего здания. Нагрузку от надстраиваемых помещений 2-го этажа несут металлические колонны, запроектированные по наружному периметру старых стен.

Реконструкция и надстройка производилась без остановки работы ресторана. Каминный зал, находящийся в круглой части первого этажа, тоже продолжал работу во время строительства. В результате реконструкции сформировались два раздельных входа, что дает возможность независимого использования трех отдельных залов ресторана. Все они обслуживаются общей кухней, находящейся на 1-ом этаже. Появившиеся после перестройки административная часть и несколько гостиничных номеров дали дополнительную возможность использовать здание и как мини-отель.




Мимо ресторана «Таверна» выезжаем на улицу Станционную, а затем на Дмитровское шоссе. По пути, на Станционно,й видим автобусную остановку с торговым павильоном и строящийся специализированный магазин шин с мастерской шиномонтажа.

А.С: На проспекте Боголюбова недалеко от вокзала Большая Волга
фирма «Стройком» ведет строительство 9-ти этажного жилого комплекса, который она сама спроектировала, а я лишь разработал фасады. Стоит отметить, что фирма «Стройком» очень точно соблюдает проектные решения, и это всегда радует любого архитектора.

Отправляемся на левый берег Дубны.

А.С: На улице Центральной – одной из главных улиц левобережья – строится гостиница на 36 мест. Гостиница располагается среди застройки пятиэтажных “хрущевок”. Выбор внешнего облика здания определило желание внести разнообразие и оживление в серое окружение улицы. Главный фасад сформирован окнами разного размера и разноцветной окраской оштукатуренной стены. В стеклянном цилиндрическом объеме помещена главная лестница из которой открываются панорамные виды на бульвар. В здании применены плоские и скатные кровли. Входной козырек и обшивка боковых стен выполнена из металлической рейки коричневого цвета.
На 1-м этаже гостиницы находится холл, кафе и магазин, выше – гостиничные номера. В подвале расположены подсобные помещения. Гостиница раскрыта главным фасадом в сторону бульвара и солнечного света. Недавно начато проектирование реконструкции такого нужного для города объекта, как автовокзал на ул. Тверская. Документация почти готова, и, надеюсь, скоро начнется его строительство.

Заканчиваем нашу экскурсию в доме архитектора Александра Серикова, обращенном главным фасадом на юг, в районе поселка «Ла Кросс» с видом на Волгу:



М.А: Александр, огромное спасибо за Вашу экскурсию. Некоторые жители нашего города уже имеют возможность жить в собственных домах, построенных по Вашим индивидуальным проектам. А остальным пока еще лишь мечтающим об улучшении жилищных условий, мне хочется пожелать, чтобы их мечты обязательно сбылись.

После экскурсии с А. Сериковым, я много думала о том, что по своей подчиненности математическим законам пропорций архитектура ближе всего к музыке, звуки которой описываются точными законами гармонии. В этом смысле архитектуру очень удачно называют музыкой, застывшей в камне.  Я размышляла и о том, что по архитектурным сооружениям можно судить о времени и эпохе, о научно-техническом и культурном развитии общества, экономическом положении в государстве, менталитете того или иного народа. В современном обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности, архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке.

Экскурсию вела Маргарита Арабей

 

Читайте еще:

Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский?

В каком городе мы живем?

Сады Марии Степановны Симахиной

Я хочу, чтоб школа процветала

«Встреча» в интерьере «ТЭРРЫ»

История первой школы

Дубна и Иваньково: объединение или присоединение?

Дубна – центр российской Европы

Дубна не сразу строилась

Тайны архитектурных символов

Дубна прирастает побратимами

Созидатели города

Перспективы современной архитектуры

История Иваньково

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Будет нам «Макдональдс», будет нам и мост

Ракеты – это круто!

Почувствовать настоящую науку

Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА

Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова

Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?

Дубна – центр российской Европы

На озере «забилось» сердце

Честная музыка и не только...

Хроника Чемпионата мира

Домик из молочных пакетов

Кодо «железных сердец»

Между ракеткой и информатикой

Путешествие в Древнюю Русь

Предельная винтокрылость

Фантазии в стиле техно-арт

 

 

 
 
< Октября 2010 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо