Жизнь, отданная авиации Печать
21.02.2024 17:51

В истории нашего города есть немало ярких страничек, связанных с мировой и отечественной авиационной историей. Одна из них - послевоенное пребывание на территории современной Дубны немецких специалистов, занимавшихся созданием реактивной авиационной техники. Руководил тогда одним из совместных конструкторских бюро яркий организатор авиационного производства Германии Брунольф Бааде, 120 лет со дня рождения которого исполняется 15 марта.

 

Начало жизненного пути. Первые самостоятельные шаги

Он родился 15 марта 1904 г. в рабочем пригороде Берлина Риксдорфе, в семье инженера-электрика и домохозяйки, владевшей небольшим магазинчиком, где продавались товары первой необходимости. Кроме него в семье были еще две младшие сестры. Работа отца и доходы от магазинчика позволяли типичной немецкой семье жить не богато, но устойчиво.

В 1910 году Бааде поступил в гимназию, которую успешно окончил в 1922 году. Учась в ней, охваченный революционным романтизмом, оказался небезучастным к событиям ноябрьской революции 1918 г. в Германии. Как он потом говорил, «немного поиграли в революцию». Учеба давалась ему довольно легко, но Брунольф в классе не был лучшим учеником. Из всех учебных предметов он отдавал предпочтение математике, физике, химии и географии, но холодно относился к языкам и особенно к истории.

Царившая в семье атмосфера самостоятельности и те трудности, которые обрушились на неё после ноябрьской революции и поражения Германии в войне, заставили Б.Бааде сразу после окончания школы и до поступления в университет начать работать. В поисках работы оказался в Гамбурге, где стал трудиться разнорабочим на судостроительной верфи «Блом унд Фосс» на строительстве судна «Васкенланд», на котором он впоследствии устроился помощником кочегара и посетил Южную Америку. Для него это путешествие стало довольно серьезной жизненной школой.

Вернувшись из Латинской Америки, Б. Бааде начал изучать машиностроение в Берлинском техническом университете. Учеба пролетела быстро, и осенью 1926 года он сдал выпускные экзамены на «хорошо». Год он провел в Мюнхенском техническом университете, завершив учебу в бакалавриате, а в 1928 году получил учёную степень по механике. Ещё во время подготовки к предварительному экзамену в университет Брунольф поступает на работу ассистентом в Немецкий научно-исследовательский институт авиации в Берлине, в моторный отдел. Здесь ему удается впервые соприкоснуться с научными исследованиями в области аэронавтики. Одновременно он стал посещать и курсы высшего пилотажа. Пунктом пять Версальского договора постройка самолетов в Германии была запрещена, поэтому он вступил в Академическую лётную лигу, начал конструировать планеры и добился в этом определенных успехов. В конце 1927 года Бааде получил лицензию пилота, пройдя курс обучения во все еще подпольной Немецкой летной школе, и стал участвовать в ежегодных соревнованиях по планерам в небольшом городишке Вассеркупп. Умение летать позволило лучше разбираться в теории и технических премудростях.

После учебы, свободный от всех забот и став самостоятельным от родителей, молодой обладатель диплома устраивается в 1929 г. на работу в г.Аугсбург на Баварский авиазавод (BFW), потому что он был восхищен конструкторскими работами

В. Мессершмитта. Там его назначают «конструктором по специальным работам». В 1929 - 1930 годах он работал в компании «Messerschmitt AG», куда из-за финансового кризиса и влилась BFW, над рядом удачных пассажирских авиалайнеров - BFW М.18, BFW М.20 и BFW М.24.

Становление. Американский период жизни

Однако в 1929 г. наступил мировой кризис, больно ударил он и по этому авиапредприятию, что заставило Брунольфа Бааде в 1930 г. оставить родную Германию и уехать США сначала на практику, а потом остаться там в качестве представителя по продаже лицензии немецких фирм BFW и Deutz. С 1930 г. основным местом его жизни в США стал город Акрон, что в штате Огайо. Америка дала не только интересную и денежную работу, но свела в Нью-Йорке с юной немецкой девушкой Анной. Поженились они в 1932 году там же, в Соединенных Штатах. Здесь родилась у них первая дочка.

В этом же году после работы в нескольких фирмах - Eastern Aircraft, North American Aviation и в американском филиале Fokker Company Бааде перешёл в компанию «Goodyear», где работал над проектом скоростного поезда «Comet».

Несмотря на очевидный профессиональный, да и жизненный успех в Северной Америке, он сохранял и поддерживал контакты со своими сослуживцами, работавшими в немецкой авиационной промышленности. Пока авиационным инженерам там было трудно, но с приходом к власти Гитлера, провозгласившего курс на воссоздание германской армии, авиации, флота, их положение стало меняться в лучшую сторону. У них появилась работа и перспективы. Поэтому, когда во второй половине 1936 года он вернулся в Германию с женой в отпуск, они остались на родине. Ему предложили работу в одной из ведущих авиакомпаний Германии - на заводе «Юнкерс» в городе Дессау.

Зрелость. Работа на заводе «Юнкерс»

1 октября 1936 года Бааде устроился на работу руководителем отдела разработки и дизайна. Предприятие создает для него самые благоприятные условия, обеспечив просторным домом, высокой зарплатой и обозначив перспективы карьерного роста. В 1937 году он определился и политически, став членом гитлеровской НСДАП. Опыт, умения и навыки, полученные им в предыдущие годы, оказались хорошо востребованными, и он очень быстро вырос в карьерном плане.

Б. Бааде выделялся среди руководителей тем, что умел координировать работы различных конструкторских отделов, и что главное - доверял руководителям отделов, оставляя за собой стратегические вопросы. Обладая достаточными техническими знаниями, он умел к тому же и объединять вокруг себя людей, что и сделает его лидером, способным реализовывать большие технические проекты. Именно эти принципы оценило руководство компании, назначив его в 1941 г. руководителем серийного производства.

Это был довольно высокий пост в иерархии завода. С 1936 г. по 1945 г. он принимает активное участие в разработке бомбардировщиков Ju 88B, Ju 288 и Ju 188, 388.

Позднее, оценивая свою работу на фашистов в те годы, Бааде довольно откровенно отметит в своих автобиографических записках, что «мне, и наверняка другим немцам тоже, было непонятным, почему никакого сопротивления не было оказано (фашизму - Н.П.) ... Фактом во всяком случае остается то, что мы работали все эти годы для Гитлера, против которого мы были в принципе, и коричневые орды которого нам были несимпатичны. …Работа была своего рода наркотиком, в который мы погрузились, чтобы не думать об этой дилемме…». Как и многие, он просто работал, не задумываясь о политической подоплеке этого. Напомним, что он был и членом НСДАП. Видимо, надо было создавать лояльный к существовавшей фашистской власти образ. И он был не один такой в Германии.

Прозрение к нему придет постепенно, по мере того, как терпел поражение фашизм. Но крутой мировозренческий поворот произойдет у Б.Бааде в январе 1945 года. Тогда он принял участие в тестировании новых двигателей в пещерных заводах в Хохлфельде близ Нордхаузена. Там работали узники концлагерей. Как он потом вспоминал, заключенные имели жалкий вид и трудились в ужасных условиях. Его все это потрясло. Но он увидел ещё и то, что эти люди, которые, казалось бы, должны быть сломленными и подавленными, нашли в себе силы для саботажа и взаимной солидарности, что и побудило Брунольфа к переосмыслению событий в его Германии. И привело к собственному пониманию своей особой гражданской миссии в поверженной родной стране, а потом со временем и к вступлению в Коммунистическую партию.

Н.Н. ПРИСЛОНОВ

Продолжение следует