СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Первая ракета Печать
24.06.2011 10:01

Конкурс «Городские воспоминания»

Борис Николаевич Федосеев проработал на ДМЗ более 40 лет. Пришел на завод 17 января 1951 года. Трудился в цехе окончательной сборки №8 сначала рабочим, затем мастером, старшим мастером и наконец начальником смены. На пенсию ушел в 1991 году. Сейчас Борис Николаевич – активный член городского общества Совета ветеранов. Занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи Дубны. И как признался Борис Николаевич в разговоре, никак не может понять нынешних парней, которые боятся служить в армии.

Публикуем его воспоминания о стыковке первой ракеты КС с носителем ТУ-4. Б.Н. Федосеев работал тогда электромонтажником цеха №8, 6 разряда, был «электроспецем» по оборудованию ракеты.

Шел февраль 1953 года, обычный непогожий месяц зимы. Намечена была ответственная секретная (очень) и весьма срочная стыковка первой ракеты КС с носителем ТУ-4. Ввиду срочности мы должны были лететь на место стыковки самолетом, но погода не позволила. Поэтому поехали скорым поездом Москва–Казань.

Ехали мы бригадой: М.И. Германов (главный инженер), В.В. Нечаев (начальник БТК цеха №8), А.М. Семенов (старший контрольный мастер цеха №8), В.А. Краснов (начальник БТК цеха №11), Ю.П. Бандалетов (представитель заказчика, майор ВВС), И.Т. Ермаков (слесарь-сборщик цеха №8), Д.П. Щербаков (механик-слесарь, сборщик цеха №8), В.И. Турищева (клепальщица цеха №3), К.В. Балашова (клепальщица цеха №3), В.А. Павлов (конструктор КБ).

Когда мы прибыли на место, нас поселили в гостинице, в так называемом соцгороде. Завод вызвал восхищение и потряс своими размерами. Когда мы шли к нашему объекту, то старались подробнее запомнить наш маршрут, чтобы не заблудиться, когда будем возвращаться после окончания смены.

В связи с чрезвычайной секретностью нам было выделено помещение без единого окна. В нем не было ни крана, ни другой оснастки, без которой было немыслимо провести ответственную работу.

Контрольный мастер А.М. Семенов, отвечающий за качество изделия, был очень озабочен, как мы справимся с поставленной задачей. В.В. Нечаев стал хлопотать насчет крана, козелков, крестовин и другой оснастки. Слесарь Д.П. Щербаков, шутник по натуре, прокомментировал ситуацию так: «Отстыкуем ХИФ, поставим вертикально на крестовину, двигатель снимем и положим на газеты».

Главный инженер М.И. Германов с В.В. Нечаевым добились-таки оснастки, и в наше распоряжение поступили кран с лебедкой, пояс, крестовина и три стальных козла. Дело в том, что мы по секретности работы не могли попросить помощи, делали все сами.

При помощи крана и пояса отстыковали ХИФ, установили на крестовину. Двигатель демонтировали и поставили на точки крепления на два козелка, третий козелок установили под выхлопную трубу. Произвели слесарно-клепальные работы и завершили монтажные работы. Я смонтировал электропроводку и подключил к потребителям. Затем провели проверку, смонтировали двигатель и подстыковали ХИФ.

Ночью выкатили ракету на аэродромную площадку, тщательно замаскированную. Провели стыковку с носителем ТУ-4. В ходе стыковки потребовалось запустить двигатель ракеты. Для этого необходимо проработать схему запуска двигателя ракеты. Надо было в полевых условиях смонтировать и подпаять две пары сопротивлений на морозе минус 20 градусов. Я потребовал создать условия плюсовой температуры. Соорудили палатку, подключили электрические пушки. Со своей работой я справился, чем удивил некоторых бывалых. Работа по стыковке с носителем была произведена в сжатые сроки и с хорошим качеством.

В этой работе мы зарекомендовали себя как хорошие специалисты и уже 20 июня 1953 г. вылетали на испытание ракеты системы «Комета» класса «воздух-поверхность».

Б.Н. Федосеев


Конкурс «Городские воспоминания» продолжается!

Он посвящается 55-летию Дубны, которое отмечается в этом году и будет праздноваться в День города 24 июля.

Дорогие наши читатели! Мы с нетерпением ждем ваши воспоминания о Дубне прежних лет.  Воспоминания можно присылать по электронной связи Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и по почте: ул. Приборостроителей, 3б, редакция газеты «Встреча». Можно приносить рукописи (с пометкой «Городские воспоминания») в редакцию или передавать через библиотеки и почтовые отделения города.

Авторов-победителей ждут призы!

 
 
< Июня 2011 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 25 26
27 28 29 30      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.