СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

«Подготовлено к взрыву…» Печать
18.03.2021 04:21

Из хроники боевых действий осенью и зимой 1941 года в районе современной Дубны.

13 декабря

101-й хирургический полевой подвижный госпиталь (ХППГ) провёл захоронение около 30 бойцов, умерших от ран. Место захоронения в книге погребения указано как:

«На Б-Волге, Кимрского р-на, Калининской обл. дер. Подберезово гражданское кладбище...». Данная запись оставляет целый ряд вопросов, поскольку Большая Волга и Подберезье в 1941 году это разные населённые пункты, находящиеся на противоположных берегах Волги. В настоящее время братские могилы расположены на Большой Волге. О захоронениях умерших от ран бойцов на левом берегу Волги ничего не известно.

 

Во время контрнаступления 30-й армии станции Большая Волга, Соревнование и Вербилки стали передовыми базами снабжения войск. Грузы с основной базы – станции Савёлово – доставлялись сюда ж/д летучками по ветке: Талдом, Вербилки, Соревнование, Большая Волга. На участке между двумя последними станциями движение проводилось в сфере артиллерийского огня противника. Наступившие в начале декабря морозы сделали проходимыми большинство дорог, облегчили устройство переправ через реку Волга и канала Москва-Волга. Кроме того, к 6 декабря были построены наплывной мост через канал у Большой Волги и ряжевый мост через реку Дубну у Ратмино. Ряж – это деревянный сруб, заполняемый глиной или булыжниками, используемый в данном контексте в качестве мостовых опор. Наиболее трудным и длинным был путь снабжения войск на правом фланге 30 армии под Калинином, протяженностью 90 км: Савелово, Кимры, Ильинское, Бородино, Рождествено, Каблуково. Подвоз по этому маршруту осуществлялся силами автобатов армейского подчинения. Центр армии обеспечивался по пути протяженностью 50 км: Савелово, Большая Волга, Дмитрова Гора, Конаково. Для подвоза использовался войсковой транспорт (с передовых складов на Большой Волге) и, частично, армейский (с базы в Савелово). Левый фланг армии снабжался по маршруту Большая Волга, станция Соревнование, шоссе вдоль канала, силами армейского транспорта.

Остро стоял вопрос снабжения продовольствием и фуражом. К началу операции на армейской базе совсем не было запасов продовольствия. Использовались запасы зерна в прифронтовых Конаковском и Рождественских районах, а также в районе Талдом, Кимры, Калязин, Кашин. Для размола зерна использовалось до 10 местных мельниц. Мяса было достаточно за счёт армейского гурта, созданного и пополнявшегося из прифронтовой полосы, в период отхода армии от Калинина. Крупы, макарон, сахара, махорки имелось в количестве 10-12 вагонов эвакуированных со станции Дмитров на станцию Большая Волга. Водка доставлялась по ж/д с Кашинского завода с большими перебоями.

К началу контрнаступления части, ранее входившие в состав 30 армии, были полностью обеспечены тёплым обмундированием, перчатками и обувью. Вновь прибывающие дивизии имели зимнее обмундирование, однако, без валенок, которые пришлось доставлять дополнительно. Хуже обстояло дело с кавалерийскими дивизиями, которые прибыли в летнем обмундировании и обеспечивались всем необходимым в ходе наступления. Все тыловые части не имели зимнего обмундирования. Были приняты меры к обеспечению войск всем необходимым за счёт местных резервов. Валяльные мастерские Кимр, Талдома, Калязина, Кашина дали до 12 000 пар валенок. Швейные фабрики и мастерские этих районов направили армии несколько тысяч телогреек, ватных брюк, шапок, перчаток, до 15 000 белых маскхалатов. К 10 декабря все боевые части были одеты соответствующим образом, а к 15 декабря тёплым обмундированием и обувью удалось обеспечить все тыловые армейские части.

Санитарная служба с вопросами эвакуации из войсковых санучреждений в армейскую госпитальную сеть справилась вполне удовлетворительно, обеспечив своевременную и полную эвакуацию раненых и больных. Эвакуация из армейской системы в глубокий тыл была организована лишь с 10-12 декабря, когда фронтовые службы начали подавать на станцию Савелово военно-санитарные поезда, а военно-санитарное управление Красной армии выбросило в район станций Вербилки, Соревнование санитарные железнодорожные летучки и колонну санитарных автобусов, эвакуировавших раненых в Москву. В первые дни контрнаступления загрузка армейской госпитальной системы доходила до 7-8 тысяч раненых и больных. После 12 декабря она сократилась до 3,5 – 5 тысяч. Отдельное внимание командование 30-й армии уделяло переправе частей с боевой техникой через водные преграды в зимних условиях. Пред инженерными войсками стояла нелёгкая задача – сделать переправы в кратчайший срок. К работе были привлечены армейские инженерные части, строительные батальоны, Управление военно-полевого строительства Западного фронта и местное население. Сооружение переправ не вызывало никаких особых затруднений, когда речь шла о реках с обычным руслом. Однако на канале его трапецеидальное сечение с глубиной воды до 6 метров и откосами, выложенными камнем, всё было гораздо сложней. Пришлось отказаться от передачи нагрузки на грунт русла и перекрыть канал ледовыми переправами. Всего армии нужно было возвести 8 мостов - три через реку Дубну, из которых один под тяжёлые танки КВ; пять через канал Москва-Волга, из которых один под тяжёлые танки КВ и два под средние танки Т-34. Для переправы танков КВ через реку Дубну у Притыкино сапёрная рота 263-го отдельного сапёрного батальона усилила существующий мост на смешанных опорах длиной 50 метров за 14 часов. Ещё один мост для КВ через Дубну на ряжевых опорах длиной 42 метра был сооружен 242-м стройбатом у деревни Юдино на дороге, ведущей от Талдома к каналу. Наплавной мост для танков Т-34 длиной 86 метров у Карманово был построен из 8 рядов бревен с прокладкой четырёх рельсовых ниток, скреплённых на четыре троса за 5 суток. За период с 1 по 6 декабря по мере настила бревенчатых рядов на продольных тросах мост, вмерзая и постепенно опускаясь в воду, нарастил ледяную толщу до 30 см, в результате при прохождении Т-34 мост не деформировался.

В районе Иваньково существующий плавучий мост, сделанный 263-м армейским сапёрным батальоном из четырёх рядов брёвен, уложенных вдоль и поперёк сечения канала, связанных между собой 6 мм проволокой, был рассчитан на грузоподъемность 12 тонн, что не обеспечивало переправы Т-34. Поэтому было уложено ещё два ряда бревен с прокладкой двух ниток рельс, скреплённых планками, что обеспечило безаварийную переправу танков Т-34. У поселка Техника, недалеко от Карманово, наведён понтонный мост грузоподъемностью 60 тонн. При этом для образования полыньи подрывали и скалывали лед, куски которого через 2-3 часа смерзались и образовывали ещё большую толщину. Для спуска понтонов, требовалось удалить куски льда из полыньи. При вытаскивании понтонов на них образовался слой льда до 1 метра. У Мельдино и пристани Соревнование сооружены ледяные переправы, усиленные бревенчатым настилом толщиной 18-20 см, уложенного на поверхность льда. Сверху проложены досчатые колеи и сооружены колесоотбои, что дало возможность переправить груженые машины ЗИС-5.

16 декабря

Наши войска освободили Калинин. Отступающие немецкие войска, уходя из города, взорвали мосты через Волгу.

1-я батарея с первым взводом зенитно-пулемётной роты 61 ОЗАД продолжает выполнять прежнюю задачу – противовоздушная оборона Иваньковской переправы.3-я батарея продолжает прикрывать станцию Савелово. Второй взвод зенитно-пулемётной роты защищает переправу у Карманово. 100-я зенитно-пулемётная рота убывает в Решетниково к северо-западу от Клина.

Одна батарея (два орудия) 1-го дивизиона 751-го зенитного артиллерийского полка прикрывает Иваньковскую плотину. Другая – станцию Талдом. Командный пункт дивизиона - Большая Волга.

17 декабря

В оперативной сводке инженерного управления Западного фронта появляется запись, что 21-я и 40-я электрота, 7-я маскрота устанавливают электрозаграждения и управляемые мины в районе Иваньковской плотины.

18 декабря

По распоряжению начальника штаба 30-й армии 1-й дивизион 751-го зенитного артиллерийского полка ПВО переменил боевой порядок: 1-я батарея заняла опорный пункт в 500 метрах южнее деревни Большая Волга, 2-я батарея с обороны станции Талдом переведена на станцию Ново-Завидовскую.

19 декабря

На Большой Волге расположен тыловой эвакуационный пункт (ТЭП) 21-го танкового полка. Здесь же одному танку Т-34 заменяют мотор. В районе Талдома Т-34 засел в болоте. В Стар. Домкино у танка БТ-7 пытаются заменить мотор.

23 декабря

В Подберезье прибывает 257-й ОЗАД, который простоит в наших местах до сентября 1944 года. Дивизионом до ноября 1942 года командовал капитан Безруков Михаил Федотович. Данная часть будет входить в систему внешнего кольца ПВО Москвы.

29 декабря

В 20:05 над Новостройкой в зоне ответственности 257-го ОЗАД самолёт противника «Юнкерс» Ju-88 обстрелял идущие по дороге автомашины. По вражескому самолёту был открыт огонь. В 20:15 огонь прекращён, так как цель скрылась в северном направлении.

11 января 1942 года

Сталин подписывает постановление ГКО СССР «О возвращении на канал Москва-Волга оборудования шлюзов и Иваньковской ГЭС», находящегося на станции Воскресенск Ленинской ж/д в количестве трёх вагонов, на станции Казань (Васильевский затон) – 1 баржа и на станции Кострома – 2 баржи. Для этого под погрузку оборудования с барж на ст. Казань выделить 5 вагонов, на ст. Кострома 15 вагонов. Остальное оборудование, не связанное с монтажом шлюзов и Иваньковской ГЭС, в количестве 9 барж, находящихся около Ульяновска, возвратить на этих же баржах в начале навигации.

Мужество наших бойцов и командиров, помноженное на военное счастье, спасло Иваньковскую плотину, завод №30 от разрушения. Планы немцев раз за разом разбивались об решимость защитников и становились всё менее амбициозными, пока окончательно не сошли на нет. В первой половине октября враг рассчитывал, не встречая сопротивления, выйти в район Кашина всего лишь усиленной разведкой. До середины ноября, помимо окружения Москвы, вынашивались планы моторизованными частями ударить в направлении Ярославля и Рыбинска. Сначала немцам пришлось отказаться от захвата Ярославля и Рыбинска, затем они расстались с мечтами об окружении Москвы, потом иллюзией стал вариант зимних позиций вдоль канала Москва-Волга, ещё через некоторое время растаял план удержаться на рубеже к востоку от Клина…

Из всех героев этой статьи наиболее выдающуюся карьеру сделают двое: командующий 30-й армией Лелюшенко и командир 8-й танковой бригады Ротмистров.

Дмитрий Данилович Лелюшенко станет генералом армии, дважды Героем Советского Союза. Его именем названа улица в Клину.

Павел Алексеевич Ромистров также будет дважды удостоен звания Героя Советского Союза, получит звание Главного маршала бронетанковых войск. Именем Ротмистрова названа улица в Твери, кроме того в этом городе у Горбатого моста установлен мемориальный знак воинам 8-й танковой бригады. 11 января 1942 года за массовый героизм личного состава 8-я танковая бригада была преобразована в 3-ю гвардейскую танковую бригаду, а её командир полковник Ротмистров 5 мая был награждён орденом Ленина.

В силу известных традиций прошлого в Дубне ряд улиц носит имена людей, не имеющих к нашему городу никакого отношения. Вряд ли нужно трогать эти названия. Раз наши предшественники решили поступить таким образом, значит они имели на то основание. Но в Дубне продолжают появляться новые улицы. Может стоит вспомнить о тех людях и воинских частях, которые на подступах к нашим местам остановили врага в ноябре 1941 г., которые сосредотачивались здесь, чтобы перейти в наступление в декабре, которые долгие военные годы защищали плотину от ударов с воздуха.

Леонид Четвериков

Материал подготовил к печати Николай Прислонов

 
 
< Марта 2021 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.