СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Супербустер ­ микротрон, механическая модуляция реактивности… Печать
08.02.2018 11:50

Двухдневные заседания программно-­консультативных комитетов Объединенного института ядерных исследований в двадцатых числах января продолжила зимняя сессия по физике конденсированных сред, собравшая ученых в 47-­й  раз. Прошла она под председательством почетного профессора Научно-­исследовательского центра физики имени Вигнера  Венгерской академии наук Денеша Лайоша Надя.

 

В первый день сессии звучали научные доклады. О 20­летней перспективе высокопоточного  импульсного источника нейтронов ОИЯИ рассказал научный руководитель Лаборатории нейтронной физики Виктор Аксенов, доклад о сотрудничестве между ОИЯИ и Национальным синхротронным центром SOLARIS, расположенным в Кракове, представил директор ЛНФ Валерий Швецов.

О комплексе  спектрометров реактора ИБР­2 доложил начальник отдела ЛНФ Денис Козленко, о нейтронном дифрактометре высокого давления для исследования микрообразцов в экстремальных условиях рассказал Евгений Лукин, о статистике реализации программы пользователей на ИБР­2 в 2015 ­ 2017 годах ­  ученый секретарь ЛНФ Дорота Худоба.

Новый источник – импульсный

Основная же тема заседаний касалась нового источника нейтронов ОИЯИ. О разработке научного обоснования для создания такого источника коллегам доложил словацкий сотрудник Лаборатории нейтронной физики заместитель директора ЛНФ профессор Норберт Кучерка.

Как он уточнил, в настоящее время 35% исследований относятся к материаловедению. Самое главное направление работы источника нейтронов ­ «погружение» в кристаллическую структуру вещества и изучение его магнитных свойств.

­ Это направление, ­ сказал профессор Кучерка, ­ в будущем, конечно, сохранится. С помощью нейтронов можно рассматривать большие объемы материалов, увидеть так называемые инженерные свойства больших материалов, их текстуру, структуру.

Кроме того, нейтронами можно измерить материалы, богатые на водород, то есть мягкие состояния вещества и биоматериалы. В будущем предполагается повысить количество нейтронов, приходящих из источника, что позволит исследования на биоматериалах проводить намного качественнее, ­ уверен Норберт Кучерка.

На вопрос, что должно прийти на смену ИБРа, будет это реактор или ускоритель, ученый ответил, что о концепте нового источника пока ведутся дискуссии. Самое главное, что нейтронщики здесь уже много  десятилетий работают с импульсным источником, и это хотят сохранить, знают все плюсы такого источника, надеются плюсы в будущем еще приумножить.

­ Так что будет импульсный источник точно, а более детально сказать не готов, ведутся дискуссии. Реактор это будет или ускоритель, полностью пока не определено, ­ заключил профессор.

Супербустер  на нептунии

Директор Лаборатории нейтронной физики Валерий Швецов отметил, что потребность в источнике с большой интенсивностью велика, именно это главное в новом источнике, именно это позволяет исследовать совершенно новые биологические объекты, о которых в своем докладе говорил профессор Норберт Кучерка. Более того, это позволяет проводить исследования в реальном времени, когда динамику процесса можно смотреть очень короткими периодами.

­ Но это, конечно, непростая задача, и главное здесь ­ обоснование научной ценности нового источника ­ самая трудная задача, поскольку стоимость источника немаленькая. Мы должны очень хорошо обосновать науку, ­ поделился Валерий Николаевич.

­ Все­таки что за источник это будет? – уточнили мы у директора Лаборатории.

­ Пока мы склоняемся к схеме, которая была на наших предшествующих источниках (не на ИБРе­2, а начиная с ИБРа, с микротрона), это подкритическая сборка, управляемая ускорителем с механической модуляцией реактивности. В терминологии Евгения Павловича Шабалина и некоторых других авторов это называется супербустер.

Будет супербустер на нептунии. Нептуний ­ пороговый элемент, который делится только быстрыми нейтронами, маленькое количество запаздывающих нейтронов обеспечивает низкий фон, уровень фона меньше 50%. Получится быстрая сборка, при которой можно сделать достаточно короткий импульс.

Предварительные  переговоры с представителями института Росатома говорят о том, что в России есть достаточное количество материала, и коллеги, что называется,  на низком старте ­  готовы взяться за конструкторскую проработку мишени, и мы планируем, что может быть в этом году, может, в следующем, уже начнем это делать, ­  заключил В.Н.Швецов, однако призвал, несмотря на некое возбуждение  и  кураж, связанные с новым источником, не забывать главную задачу: доработать с ИБРом до середины 30­х годов…

Программа пользователей продолжит развиваться

С Пользовательской программой, уточнил директор ЛНФ, никаких сюрпризов в этом году нет: те же 220­230 заявок было подано, порядка 200 из них реализованы в прошлом году, и программа продолжает развиваться.

Есть намерения уже в этом году предложить в качестве пользовательской программы и другие установки Лаборатории нейтронной физики, например, платформу с рамановским микроскопом в секторе под руководством Григория Арзуманяна.

Получение  рамановских  спектральных изображений ­ это мощная  методика  для  создания подробных  химических  изображений,  когда в каждой точке образца снимается полный спектр, затем на основе массива спектров создается изображение, содержащее информацию о составе и структуре материала.

Источник резонансных нейтронов ИРЕН в случае успешной работы, надеется директор ЛНФ Валерий Швецов, тоже будет использоваться в качестве пользовательской установки.

Установка ИРЕН многоцелевая, на ней ведутся исследования структуры ядра и структуры вещества при помощи нейтронов. Но, в отличие от других нейтронных источников, она имеет свои особенности: очень короткую длительность импульса и, соответственно, очень высокую область энергий, которая доступна для исследований.

По статистике в прошлом году 35% исследований относились к материаловедению, 32% ­ к физике, впрочем, как уточнил Валерий Николаевич, это меняется год от года, иногда бывает, что материаловедческие работы занимают до 50%, а в какие­то годы ­ меньше 20%.

­ Мы находимся в общем тренде мировых источников, примерно такое же распределение везде. Здесь мы не отличаемся, ведь направления исследований определяются самими исследователями.

Вот, скажем, биологические исследования, которые набирают все больший процент, наверное, общая тенденция. У нас их только 6%, что отметил председатель программного комитета профессор Денеш Надь, и это абсолютно не наше достоинство, наоборот, наш недостаток. У нас только одна малая угловая установка, где такие исследования ведутся. Сейчас появился еще один спектрометр, и как только он заработает, процент биологических исследований тоже поднимется, ­ прокомментировал директор ЛНФ Валерий Швецов.

В заключение сессии программного комитета по физике конденсированных сред традиционно развернулась постерная сессия для молодых ученых, состоялось награждение авторов лучших стендовых докладов предыдущей сессии. Завершилось все общей дискуссией и принятием рекомендаций программного комитета.

С заседания Татьяна КРЮКОВА

Фото Игоря ЛАПЕНКО

 
 
< Февраля 2018 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.