МАК экспертирует проект НИКА Печать
29.10.2015 09:01

Очередное заседание МАКа (мachine аdvisory сommittee) – экспертного совета по проекту коллайдера НИКА, состоялось на базе Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований, на территории  которой, собственно, и реализуется самый тяжеловесный и грандиозный проект Института.

За «круглым столом» в двухдневном режиме здесь работали лучшие эксперты из ускорительных лабораторий мира, научных центров Америки, Европы и России, которые разбираются в самых тонких деталях и физики ядра, и физики высоких энергий. Судя по живой дискуссии и множеству острых конкретных вопросов, скучать никому из участников встречи (ни гостям, ни хозяевам) не пришлось.

Как отметил вице-директор ОИЯИ, член-корреспондент РАН Григорий Трубников,  эксперты комитета – это люди, которые, используя свои знания и опыт, уже построили установки, работающие для физиков много лет. Среди них и ускорительные кольца в ЦЕРНе, и ускорительный комплекс в Дармштадте (Германия), и т.д. Это люди, имеющие за своими  плечами опыт проектирования, создания и эксплуатации серьезных больших комплексов.

–  А для нас, – уточнил Григорий Владимирович, – главная значимость комитета не только в уровне квалификации экспертов, но и в максимально открытых дискуссиях. Нам независимый комитет необходим для того, чтобы глаза наши, что называется, не замылились, чтобы мы постоянно были в тонусе. Потому что, варясь в собственном соку, очень быстро можно успокоиться, посчитать, что все делаем правильно, что никаких ошибок не допускаем, а это очень опасно.

Поэтому независимая экспертиза, да еще на таком высочайшем уровне, – это колоссальная помощь нашему проекту. Кстати, предыдущее заседание МАКа состоялось два года назад. В прошлом году, к сожалению, эксперты не смогли собраться просто потому, что у этих людей очень активное расписание, причем дату этого заседания мы зафиксировали еще весной, то есть за полгода. Очень рады, что они приехали, несмотря на разные сложности на политической арене и занятость. В итоге сегодня имеем очень бурную, очень живую дискуссию, вызванную тем, что давно не собирались очно.

У экспертов очень много вопросов, у нас есть ответы почти на все вопросы, мы не робеем. Еще что важно: такие заседания необыкновенно мобилизуют команду. Последние три недели мы собирались практически через день, репетировали доклады, уточняли таблицы с параметрами, искали различные описки, опечатки, ошибки в документах, которые издавались ранее, и привели в порядок все наши официальные документы, сайты и т.д., – прокомментировал вице-директор.

На заседании прозвучало  почти 20 докладов руководителей и основных разработчиков по направлениям ускорительного комплекса – по коллайдеру, бустеру, каналам, источникам, системам охлаждения, диагностике, электронике, управляющим системам и т.д.

Причем примерно половину докладов  представили экспертам молодые специалисты, чувствующие ответственность и за свои разделы проекта, и за весь проект в целом. Они доложили о том, что сделали их команды (работа ведется исключительно командно) за последний год.

Несмотря на то, что МАК собирался последний раз два года назад, тем не менее ежегодно для комитета готовится большой отчетный документ. В прошлом году наша команда скомпилировала отчет, в котором даны ответы на вопросы МАКа октября 2013 года,  в декабре прошлого года документ разослан всем экспертам, они его посмотрели, проанализировали, задали очередной ряд вопросов.

На вопрос, чем это заседание отличается от предыдущих, Григорий Трубников ответил: «В первую очередь тем, что за прошедшие два года произошел колоссальный прогресс с точки зрения оборудования. Вспоминаю, как на первом заседании  комитета в 2009-2010 году мы обсуждали только бумаги, результаты компьютерных расчетов, симуляции и оперировали цифрами у доски или на экране. Экспертов некуда было вывезти,  по большому счету нечего было показать нового, и на предыдущих заседаниях мы очень много говорили о работе нуклотрона.

После завершения проекта модернизации нуклотрона, после того как вышли на проектные параметры и начали работать на физиков, сейчас главный вопрос экспертов – увидеть  своими глазами оборудование, которое изготовлено для бустера, для Линака, для коллайдера, для каналов».

Структура должна быть гибкой

И они, действительно, своими глазами увидели участки, современные технологические стенды, которых за последние два года создано большое количество. Экспертов-ускорительщиков, которые своими руками похожие вещи собирали у себя в лабораториях, порадовали, показав прогресс в оборудовании и изготовлении систем.

– Тем не менее, – акцентировал Григорий Трубников, – есть несколько серьезных вопросов с точки зрения параметров коллайдера. По-прежнему эксперты от нас требуют, несмотря на то, что конфигурация уже зафиксирована, большая часть системы уже спроектирована  и магниты вот-вот войдут в серийное изготовление, улучшать и улучшать параметры, предусмотреть как можно больше возможности для модернизации машин. Поэтому актуальность просчитывания структуры коллайдера никогда не пропадет.

И, обсуждая доклад Олега Козлова по структуре, все эксперты с улыбкой признали, что оптимизация оптической структуры будет не менее активной, даже когда коллайдер будет уже построен. То есть физика очень динамично развивается, эксперименты в этой области проводятся и в Брукхейвене (США), и в ЦЕРНе. Это новые знания, новые, может быть, ограничения  физического эксперимента, что мгновенно накладывает новые требования или изменения к текущим параметрам.

Поэтому от нас в  первую очередь требуется, чтобы и структура всего комплекса, и коллайдера, и детекторов была гибкой и способной динамично измениться даже когда она будет собрана в железе, – подытожил вице-директор ОИЯИ.

Основной акцент на этом заседании сделан именно на фазе проекта, когда система собрана, комплекс собран, начались эксперименты с пучками тяжелых ионов и эксперт задает вопрос, а что будет после 2025 года, какие новые возможности есть у комплекса, что можно с легкостью сделать без каких-то кардинальных изменений. И это все нужно предусмотреть сегодня.

Есть, конечно, и еще один важный момент: эксперты как опытные люди (многие из них являются руководителями в своих центрах) ставят перед руководителями проекта НИКА вопросы, связанные со стратегией, рисками, правильным планированием, техническими резервами и запасами в случае, если по каким-то причинам будет задержка с поставкой оборудования или нерегулярность финансирования. Не менее важен и вопрос подготовки квалифицированных кадров, которые будут управляться со сложными уникальными системами, над этим всем тоже нужно серьезно думать.

НИКА и FAIR

Колоссальный прогресс в проекте НИКА отметил и председательствовавший на заседании экспертного совета директор российско-немецкого «Исследовательского центра FAIR – Россия» (ИЦФР) при Институте теоретической и экспериментальной физики, член-корреспондент РАН Борис Шарков.

– Мы видим с момента последнего МАКа колоссальный прогресс. Очень важно, что международное признание и, как мы говорим, визабилити, то есть видимость проекта НИКА на международной арене возросла существенно. Это означает, что международное научное сообщество относится к нему с большим уважением и вниманием и рассматривает его как важную часть общеевропейской и общемировой науки. Безусловно, это заслуга команды, занимающейся проектом.

После серьезных докладов директора ОИЯИ и вице-директора мы сразу перешли к техническим докладам, и сразу возникла очень активная дискуссия, поскольку члены МАКа – эксперты мирового класса из ведущих ускорительных научных лабораторий Европы, Америки и Японии. Они очень тонко разбираются в деталях и мгновенно среагировали на различные проблемы, существующие, например, в магнитной оптике самого кольца, в стабильности пучков, в дизайне структуры ускорителя.

То есть сразу взялись за дело, и мне это очень нравится, поскольку моя философия как председателя МАКа очень простая: чем жестче и требовательнее будет экспертный комитет, тем вероятнее, что в итоге получится хорошая, надежная машина, которая будет выдавать запланированные параметры, и наши физики будут только рады, – поделился председатель экспертного совета.

Конечно, у директора ИЦФР  журналисты не могли не уточнить, как обстоят дела во вверенном ему подразделении и влияет ли политическая обстановка на финансирование или внимание со стороны немецкого правительства?

FAIR – международный научный мегапроект по строительству и эксплуатации Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов FAIR в Дармштадте (Германия).

– Проект финансируется 10 странами, где Германия, действительно, является  крупнейшим вкладчиком (ее вклад 70%), вторым по величине вкладчиком выступает Россия. Ситуация в проекте на сегодня достаточно надежна, она стабилизировалась после последнего Комитета наблюдательного совета. Все страны полны решимости финансировать проект, более того, в полной версии, то есть четыре направления науки, которые запланированы с самого начала, так и будут реализованы. Это серьезное решение десяти стран-участниц.

Со стороны Германии, могу сказать, что она несет огромную ответственность за весь проект. Мы знаем, что там непросто обстоит дело с капитальным строительством. Сама машина, ускоритель компонентных детекторов развиваются очень  активно и в хорошем взаимодействии с Дубной, ОИЯИ  и проектом НИКА. Это сотрудничество очень важно для нас.

Что касается стройки, то немцы очень забюрократизированы, у них настолько все ограничено, когда дело идет о бюджетных средствах, что это, действительно, стало нашей  головной болью, но мы делаем все, что только можно, поэтому проект прогрессирует, и мы рады, что поддерживаем друг друга. ФАИР  и  НИКА рассматриваются как брат и сестра. И наши задумки, которые мы заложили лет пять назад, сейчас сработали, и они  служат как проекту НИКА, так и проекту ФАИР.

Фиксирование сверхпроводящих магнитов, разработки детекторов, подготовка экспериментов на нуклотроне – все это зримые черты того, что сотрудничество очень плодотворно и будет только развиваться в дальнейшем, чему я персонально очень рад, – заключил Борис Юрьевич.

На вопрос, если НИКА запустится раньше, чем ФАИР, будет ли это означать, что в России бюрократия менее действенна, чем в Германии, ученый ответил: «Во-первых, я надеюсь, что НИКА будет запущена раньше, и так это запланировано. Во-вторых,  я смотрю, как развиваются события здесь. Здесь, я бы сказал, бюрократическая машина, которая дает разрешение на капитальное строительство, лицензии и т.д., работает более эффективно».

Разделение на два этапа – правильный подход

Один из экспертов МАКа, специалист в  области физики высоких энергий Валерий Лебедев, признал, что  проект НИКА для России совершенно фантастический, и те методы, которые используются в мировой ускорительной технике, на сегодняшний день в той или иной мере присутствуют в НИКЕ.

– Нацеленность проекта – физика ядра, я не специалист в этой области, поэтому не берусь судить, насколько это здорово,  но то, что услышал от специалистов: проект интересен не только с точки зрения ускорителей, но и с точки зрения физики ядра. Более того, НИКА заполняет ту нишу, которую не могут заполнить другие, – считает ученый.

Попытали эксперта и в отношении применимости здесь системы стохастического охлаждения, его преимуществ перед привычным электронным охлаждением пучков тяжёлых частиц, которое основано на взаимодействии охлаждаемого пучка с электронным.

Стохастическое охлаждение  — метод охлаждения пучков заряженных частиц в ускорителях, который впервые применён для охлаждения протонов в кольце в международном центре ЦЕРН в 1975 году. Изобретение было отмечено Нобелевской премией по физике в 1984 году.

– Я настоял, – заметил Валерий Лебедев, – чтобы здесь появилось стохастическое охлаждение, потому что в той области параметров, в которой НИКА собирается работать, это гораздо лучше, чем электронное охлаждение. Кстати, лично я начинал с электронного охлаждения, сейчас занимаюсь стохастическим, могу сравнить. Они на самом деле дополняют друг друга  и вместе работают гораздо лучше, чем по отдельности. И в зависимости от того, в каком режиме коллайдер работает, предпочтительно либо то, либо другое.

В заключение спросили, оправдано ли введение в проект стартовой версии запуска  коллайдера.

– Думаю, это правильно, все идет в развитии, и если вы пытаетесь все сделать сразу, всегда есть ошибки, которые потом приходится исправлять, а так работа над ошибками разделена на два этапа. Помните, когда стартовал проект одного из успешно работающих сейчас ускорителей, взорвалось 800 метров ускорителя, и выглядело это как потерянный год.

Многие из специалистов тогда говорили, что год потеряли, потому что машина взорвалась. Это правда, но не вся, потому что в течение этого года они старательно работали, поэтому нельзя считать его абсолютно потерянным временем. Я из своего опыта могу сказать, что есть процесс обдумывания, который нельзя исключать: сделал что-то  –  сядь, подумай. Разделение на два этапа здесь  – правильный подход, – резюмировал эксперт.

Возможности расширят ESFRI и Horizon 2020

Директор Лаборатории физики высоких энергий, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Кекелидзе подчеркнул важность МАКа как научно-консультативного органа, без которого не могли быть созданы такие крупные ускорительные комплексы, как наша НИКА.

– Эксперты МАКа, – сказал он, – не только проводят критическую ревизию, но и дают советы, как лучше  сделать, в том числе даже ведут параллельные расчеты, чтобы проверить правильность  динамики будущего пучка, магнитной структуры коллайдера.

Тот опыт, который имеют члены экспертного совета, те знания очень важны для реализации нашего проекта, и, конечно, мы очень благодарны участникам МАКа, что они разделили с нами это бремя, ответственность, и, я думаю, им приятно участвовать в таком крупном международном проекте. Мы находимся на подъеме,  и они это чувствуют, поэтому с большим энтузиазмом включаются в работу.

– С какой периодичностью собираются эксперты МАКа? – уточнили мы.

– Приблизительно шесть раз в году, правда, не лицом к лицу, а в режиме видеоконференций, а лицом  к лицу раз в год, потому что тяжело приезжать, например, из Америки, это довольно большая нагрузка и по времени затратно. В прошлом году мы пропустили заседание ввиду разных обстоятельств, сейчас постараемся выдержать периодичность.

По поводу присоединения к Европейскому стратегическому форуму по научно-исследовательским инфраструктурам (ESFRI) …

ESFRI – Европейский стратегический форум по научно-исследовательским инфраструктурам призван поддерживать последовательную стратегию при выработке политики для исследовательских инфраструктур в Европе.

– Ясно, что такого масштаба проект не может быть реализован только в рамках нашей лаборатории и только нашими усилиями: это большой международный проект, и мы прикладываем все усилия, чтобы он привел к появлению инфраструктуры,  объединяющей все центры России, европейских и других стран.

В этой связи было решено, и эта инициатива была поддержана Полномочным представителем Болгарии Лачезаром Костовым,  присоединиться к ESFRI. В прошлом году было объявлено о принятии заявок на включение крупномасштабных проектов в эту организацию начиная с 2016 года.

На сегодня заявлены 22 проекта, включая и ЦЕРНовский. От Болгарии, по инициативе Л. Костова, была подана заявка на включение проекта НИКА в «Дорожную карту ESFRI -2016» (Подать такую заявку могут только страны, входящие в ЕС.) Наша инициатива была поддержана другими странами, и мы попали в список для слушаний заявок в Брюсселе.

Они проходили в течение трех часов, в течение которых специалисты по всем направлениям стараются понять, насколько проект соответствует международному уровню. Мы получили высокую оценку на этих слушаниях. Из представленных 22 проектов в «Дорожную карту» пройдут 7 или 8 (конкуренция довольно большая), соответствующее решение ожидаем в ближайшее время.

Дорожная карта ESFRI-2016. Процесс обновления Дорожной карты начат в сентябре 2014 года в Триесте. В рамках этого обновления ESFRI ожидает предложений для новых (или модернизации основных) исследовательских инфраструктур, представляющих общеевропейский интерес.

Предварительные переговоры показывают, что мы на хорошем счету, но уже сейчас включается политический элемент, больше чем научный или какой-то другой. В течение месяца пройдет еще одно закрытое заседание, и окончательное решение получим где-то в  середине декабря. Тогда и узнаем, попала НИКА в Дорожную карту ESFRI-2016 или нет.

– Если попадем, что это даст?

– Европейские потенциальные участники нашего проекта смогут обращаться за грантами в рамках европейской программы «Горизонт 2020», очень мощной программы, которая поддерживает научную инфраструктуру, а нам остро необходимо участие европейских ученых, институтов в проекте НИКА.

«Горизонт 2020» – это 80 млрд евро, выделенных на такие гранты (это бюджетная часть), в дополнение к ним почти столько же привлекается из частных компаний и других предприятий, которые хотели бы в этом участвовать, причем речь идет не только о фундаментальных исследованиях, но и о прикладных.

Мы так себя и позиционировали, что будем на нашем ускорительном комплексе вести не только фундаментальные исследования, но в том числе и прикладные, потому что они всегда сопутствуют.

Поэтому развитие в полном масштабе проекта НИКА, всех пучков, которые могут использоваться и для радиологии, и для тестовой космической электроники и других направлений, требует, конечно, больших ресурсов и заинтересованных  участников.

Мы надеемся, поскольку проект уникальный, подобных пучков в Европе нет и не будет несколько ближайших лет, привлечь сюда большой потенциал европейских ученых, а вхождение проекта в программу «Горизонт 2020» и Дорожную карту даст нам зеленый свет, расширит наши возможности, – подытожил Владимир Дмитриевич Кекелидзе.

Horizon 2020. Программа Европейского Союза по исследованиям и инновациям с общим бюджетом в 80 миллиардов  евро. Финансирование в размере более 15 миллиардов евро, выделяемое на первые два года, призвано способствовать развитию в Европе экономики, основанной на научных знаниях и инновациях, а также решению вопросов, имеющих значение в жизни каждого человека.

С заседания МАКа Татьяна Крюкова

Фото Елены Пузыниной