Открыт Центр геолокации и космического мониторинга Печать
22.05.2014 07:15

Центр геолокации и космического мониторинга открыт 25 апреля в университете «Дубна». Этот совместный проект университета, ФГУП «Космическая связь» и Объе­диненного института ядерных исследований нацелен на решение широкого круга при­кладных задач, а также подготовку специалистов в области космической связи.

Научным руководителем нового центра стал профессор Владимир Кореньков, директор Лаборатории информационных технологий ОИЯИ и заведующий кафедрой универси­тета «Дубна».

У нас очень хорошие мно­голетние связи с государствен­ным предприятием «Космиче­ская связь», вместе с которым мы реализовали многие проекты, в том числе по созданию оптоволо­конного канала передачи данных ДубнаМосква, – отметил он в своем комментарии перед началом торжественной церемонии. Сей­час наше сотрудничество выходит на новый уровень. ГПКС выступает заказчиком важных задач, которые нужно решать этому предпри­ятию, а у нас есть определенные наработки, методы, специалисты - математики и программисты, ко­торые решают очень многие задачи в других областях и сейчас готовы применить свои знания и опыт в этом направлении. В прошлом году мы успешно решили уже несколько таких интересных и полезных задач и теперь продолжим эту практику. Другое, может быть, даже более важное направление деятельности центраподготовка специалистов в области космической связи. Сей­час мы обсуждаем вопрос о созда­нии, может быть, профиля на базе университета «Дубна», совместно с ГПКС, который будет готовить высококвалифицированных специ­алистов для этой отрасли.

А в чем заключается инно­вационность этого проекта?

Задачи очень сложные. Мате­матически, программно, архитек­турно сложные. Их решение требует как высочайшей квалификации математиков, программистов, архитекторов, так и очень тесной связи со специалистами ГПКС. Сейчас многие технологические решения делаются на основе инте­грации различных технологий. Если раньше космическая, мобильная и наземная связь были разными видами связи, то сегодня, напри­мер, любые высокоуровневые сервисы уже не зависят от вида связи. Поэтому можно создавать дата-центры, которые могут обе­спечивать управление, форматиза­цию и предоставление услуг как для космической, так и для мобильной и наземной связи. Такие технологии сейчас просто необходимы.

В этом году нашему универ­ситету исполняется 20 лет, это мо­лодой вуз, но теперь в спектре его задач появляется и слово «космиче­ская» - в этом есть своя символика, - сказал на церемонии открытия центра и.о. ректора университе­та «Дубна» профессор Дмитрий Фурсаев. Мы заинтересованы в том, чтобы в нашем университете готовились востребованные специ­алисты и со своей стороны готовы делать все, чтобы такого рода за­дачи решались.

Есть целый спектр задач, которые можно решать на базе этого центра, в том числе по про­странственному определению из космоса объектов на поверхности Земли, это очень интересная об­ласть знаний, - отметил генераль­ный директор ФГУП «Космическая связь» Юрий Прохоров. - Мы на­деемся, что разработка нового математического аппарата, новые подходы и взгляды откроют перед нами и новые возможности.

Один из инициаторов создания центра Евгений Буйдинов, замести­тель генерального директора ФГУП «Космическая связь», напомнил, что системами, которые позволяют определить координаты наземных объектов при помощи спутниковой связи, обладают всего несколько стран в мире. Все эти системы «выросли» из систем военного при­менения, поэтому являются закры­тыми, нет доступа к их алгоритмам обработки сигналов.

И очень значителен тот факт, что мы такую систему для решения прикладных задач начинаем раз­рабатывать в России, – подчеркнул он. Сейчас мы находимся на первом этапе, создается программ­но-аппаратный комплекс, который позволяет оцифровывать сигналы, принимаемые со спутников.

Профессор Евгения Черемиси­на, директор Института системного анализа и управления университета «Дубна», среди прикладных задач, которые может помочь решить новый центр, назвала и дешифри­рование космических снимков для различных хозяйственных отраслей.

Директор Центра космической связи «Дубна» Александр Дука, по­мимо решения задач геолокации и космического мониторинга, особо отметил актуальность и важность подготовки специалистов для ра­боты в области космической связи, подчеркнув, что заказчиками здесь наверняка будут не только ГПКС и его филиалы, но и другие организа­ции, и не только российские.

Подготовила