СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Вспомнить старые традиции в ожидании революции Печать
30.08.2012 09:13

В течение года в Объединенном институте проходит не одна молодежная школа или студенческая практика по направлениям исследований ОИЯИ. Еще одна добавилась в этом ряду: международную молодежную конференцию-школу с 22 по 27 августа провела Лаборатория информационных технологий. Она была посвящена современным проблемам прикладной математики и информатики. Свыше 110 слушателей и лекторов обсуждали актуальные проблемы и задачи современных вычислительных методов, математического моделирования, вычислительных платформ и методов программирования. Лекторами стали ведущие специалисты российских, украинских и белорусских математических институтов и вычислительных центров, а слушали их студенты, аспиранты и молодые научные сотрудники университетов и научных центров России, Беларуси, Болгарии, Вьетнама, Германии, Монголии, Словакии, Таджикистана, Украины, ЮАР.

Возродить традиции
Об актуальности этой области знаний и необходимости таких школ рассказал директор ЛИТ ОИЯИ В.В. Иванов: «Главные задачи, решаемые нашей лабораторией, связаны с экспериментами на основных ускорителях мира, в которых принимает участие ОИЯИ: в первую очередь это ЦЕРН, участие в его экспериментах оказало большое стимулирующее действие на развитие всей информационной инфраструктуры ОИЯИ. Были созданы высокоскоростной канал связи, вычислительные мощности, программное обеспечение. Проведение такой конференции-школы – один из способов привлечь молодежь в эту область. А еще – сохранить высокий уровень, заданный в прикладной математике еще до перестройки. В советские времена организацией и проведением таких школ занимались на уровне ЦК ВЛКСМ. Мы планируем возродить эту традицию. И следующие конференции-школы будут проходить в Украине, Беларуси, Казахстане».

С воспоминаний начал и председатель оргкомитета конференции академик РАН Б.Н. Четверушкин (Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН): «Люди старшего поколения помнят о регулярно проводившихся в СССР школах молодых ученых по разным направлениям, в том числе и по прикладной математике. Два года назад был создан международный координационный комитет по вычислительной математике академий наук стран СНГ. На заседании комитета в Минске мы обсуждали ситуацию с развитием наших областей наук, она сейчас в странах СНГ не очень благоприятная. Поэтому и возникла идея возобновления школ по типу тех, в которых мы все когда-то принимали участие.
В 1970-80-х эти школы давали возможность молодым ученым получить последнюю информацию о развитии своего направления, рассказать о личных достижениях, услышать похвалу или критику, неформально пообщаться с ведущими специалистами. Такие школы давали нам контакты, сохранившиеся на многие десятилетия, невзирая на все политические пертурбации. Поэтому мы надеемся, что здесь молодежь узнает о развитии прикладной математики, особенно на основе информационных технологий, где сейчас происходят просто революционные изменения. И конечно, молодые ученые наладят контакты между собой. Мы решили проводить такие школы раз в два года в России и странах СНГ, где они не проводились почти 25 лет.
Нужен принципиально новый взгляд
Б.Н. Четверушкин прочитал и первую лекцию на школе «Пределы детализации и формулировка моделей уравнений сплошных сред», на которой помимо узкоспециальных вопросов затронул и общие проблемы. Он рассказал, что сегодня распространяются петафлопные (т.е. с быстродействием 1015 операций в секунду) компьютеры, таких в России существует уже несколько. Уже через три года петафлопные компьютеры будут распространены достаточно широко: их будут использовать не только в крупных исследовательских центрах, но и в университетах, производственных компаниях. К 2018 году должен появиться первый экзафлопный (выполняющий 1018 операций в секунду) компьютер. Бурный рост производительности вычислительной техники делает закономерным вопрос: а нужна ли она вообще и используется ли такая высокопроизводительная техника в полную силу? Реальная потребность в ней существует: например, для мониторинга и моделирования процессов нефтедобычи, создания экологически чистого горючего, в атомной и термоядерной энергетике, для задач астрофизики и во многих других областях. Но,  как заметил Борис Николаевич, при том что есть и машины, и потребность в них, ситуация такова, что расчетов, использующих машины с мощностью выше 100 терафлоп на задачу, мало. Фактически существует 100-терафлопный барьер. Причина – для высокопроизводительных вычислений необходимо использовать принципиально новые алгоритмы и программное обеспечение, логически простые и эффективные. А для этого требуется принципиально новый взгляд на математическое обеспечение, математическое моделирование. И современные конференции по вычислительной математике все больше времени посвящают проблеме преодоления этого барьера. Пока хорошего решения не найдено, но уже идет написание новых языков программирования высокого уровня и в России – в Институте прикладной математики, и во Франции, Японии.
«Сегодня ситуация,  схожая с 1950-ми годами, когда создавались первые вычислительные машины, разрабатывались для них алгоритмы и программное обеспечение. Хочу обратить внимание молодежи, обратить ваше внимание и привлечь ваши усилия к этому направлению», – сказал Б.Н. Четверушкин.
Не прервется связь поколений
Удалась ли конференция-школа, я выясняла у ее организаторов, лекторов и участников.
Заместитель председателя оргкомитета конференции профессор А.Л. Афендиков (Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН): «Идея этих школ зародилась в советские времена, и я не уверен, что нам удастся полностью воспроизвести те условия: собрать молодежь и старшее поколение, показать молодым, что они не одиноки, что есть целое сообщество, – это важно для любого человека, а для ученых – критично. В математике и физике так бывает, что то, что ты делаешь, понимают очень немного людей. Поэтому молодых надо учить, передавать  опыт и этот специфический язык, позволяющий им находиться в одной системе координат со специалистами. Если люди перестают друг друга понимать, то рвется связь поколений, и в этом смысле молодежные школы Советского Союза были своеобразным центром, позволявшим эти задачи решать. Тогда была поддержка Академии наук и комсомола, обладавшего инфраструктурой, транспортом, что позволяло проводить их в разных уголках страны – Минске, Львове, Калининграде. Нам надо сегодня стараться сохранить культурное и научное единство.
И на эту школу мы пригласили лекторов мирового уровня, чтобы молодежь, еще не успевшая поездить за границу, услышала обзоры, содержащие последние результаты, полученные в ведущих центрах России и мира. А молодежь к нам приехала издалека – из Сибири, Беларуси, надеемся, дальше международный статус школы будет расширяться. Единственный минус в организации этой школы – близость к Москве, поэтому занятые московские коллеги приезжали сюда на день-два, что не позволило максимально реализовать идею неформального общения молодежи и старшего поколения. То, что сделали сотрудники ЛИТ за короткий срок – подготовили научную программу, издали тезисы докладов, организовали все мероприятие, – выше всяческих похвал.
Лектор школы профессор МГУ А.П. Фаворский: «Замечательно, что есть достойное продолжение школам Самарского и Тихонова, значит, не прервется  преемственность поколений. Вот Сергей Константинович Годунов (академик АН СССР, классик мировой математической науки – О.Т.) подавал молодым пример – присутствовал на всех лекциях, в отличие от некоторых молодых участников конференции. Здорово, что такие люди, благодаря которым произошло становление современной вычислительной математики, участвуют в этих школах».
Профессор В.Ф. Тишкин (Институт прикладной математики  им. М.В. Келдыша РАН): «Я с удовольствием пообщался здесь с А.П. Фаворским и С.К. Годуновым, и с молодежью, с учениками Антона Павловича. Важно, чтобы молодые ученые находились в обществе опытных коллег, особенно это важно сейчас, когда сложилась такая ситуация: есть столпы вычислительной математики, как Фаворский и Годунов, но нет среднего поколения ученых – тех, кто имеет и опыт, и энергию. Поэтому прямой контакт особенно важен, чтобы подстегнуть молодых. А молодежь в науке есть, хоть кто-то и уходит из нее в бизнес. Неприятно, что уходят лучшие. Раньше  именно они-то и оставались, а сейчас те, кто может двигать науку, остаются в ней не всегда. Это больной вопрос, ведь служить в банке после небольшой подготовки может каждый, а создавать новые технологии – нет. Такие конференции,  как наша,  способствуют закреплению молодых людей в науке».
Заместитель председателя оргкомитета профессор В.В. Иванов (ЛИТ ОИЯИ): «Времени на подготовку у нас было мало: идея проведения школы обсуждалась с апреля прошлого года, однако решение о проведении ее в Дубне было принято спустя год. Нам помог большой опыт Института и лаборатории в проведении подобных мероприятий, оказали помощь и коллеги из Института прикладной математики. Думаю, молодежи школа понравилась, особенно если учесть, что сейчас революция происходит не только в физике, но и в компьютерном обеспечении. Сейчас мы находимся на изломе: если Грид с открытием бозона Хиггса уже состоялся, то значимость вычислительных методов будет видна в ближайшие 5-10 лет. И без молодых эти задачи и вопросы эффективности вычислительной техники не решить.
На открытии конференции вспоминали, что в свое время делал для привлечения молодежи в науку ЦК ВЛКСМ, имевший специальную программу по вычислительной математике. Сегодня нужно смотреть шире, имея в виду развитие и «железа», программного обеспечения, конкретные задачи. Пример того же ЦЕРН показывает – не было бы физических задач, Грид не состоялся бы. С закрытием коллайдера Теватрон в США спектр этих задач потеряли, а в Европе состоялся Грид, который дал толчок развитию национальных центров, подготовке молодежи. Сейчас аналогичный процесс происходит в области прикладной математики.
Спасибо всем членам оргкомитета, которые справились со своей задачей».


Виктория Буканина (Российский университет дружбы народов): «Для меня участие в школе было очень полезным, узнала много дополнительной информации по своей тематике, а лекции из смежных направлений расширили мой кругозор. Пообщалась с молодыми учеными, в рамках школы это сделать было очень удобно, обменялись идеями, было интересно!»
Михаил Белоносов (Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН): «Я раньше выступал на разных конференциях, в отличие от них на этой после доклада задавались вопросы по существу, было обсуждение. Лекции оказались полезными, возникли новые знакомства, народа было много. В целом впечатление – положительное».
Михаил Матвеев (Университет «Дубна»): «Я впервые участвую в такой конференции, поэтому для меня все было ново. Слушал лекции и по своей специальности, и шире. Впечатления очень хорошие. Приятно было оказаться в такой атмосфере».

Ольга Тарантина


 
 
< Августа 2012 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 31    
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.