Ливерморий вместо московия Печать
14.12.2011 10:56

Для новых химических элементов, открытых в Дубне, придумали имена. В конце августа коллектив Лаборатории ядерных реакций торжественно отпраздновал официальное признание открытых в ЛЯР химических элементов 114 и 116  Международным союзом чистой и прикладной химии (IUPAC). Авторами открытия признана российско-американская группа ученых, представляющих ЛЯР ОИЯИ и Ливерморскую национальную лабораторию им. Лоуренса (США).

Оба новых элемента синтезировали на ускорительном комплексе ЛЯР ОИЯИ в 2000 году (114 элемент) и 2004 году (116 элемент). Позже полученные в Дубне результаты подтвердили немецкие экспериментаторы из Дармштадта и их американские коллеги из Беркли.

Правила IUPAC предоставляют право предложить названия новых элементов их авторам. И в Дубне уже давно ходили слухи, что новые элементы когда-нибудь назовут флеровием и московием. Однако названия элементов даются на века и для всех народов мира одновременно. А значит, это дело политическое. Поэтому соавторы  открытия 114 и 116 элементов из Дубны и Ливермора долго совещались на тему названий. Провели три телеконференции Дубна–Ливермор и после детальных обсуждений направили в IUPAC совместное предложение назвать новые элементы флеровием и ливерморием (116 элемент).

Название флеровий (Flerovium, Fl)  для 114-го элемента предложено в честь Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова и ее основателя и первого директора, академика Георгия Николаевича Флерова (1913-1990). Именно Флеров руководил первыми работами по синтезу новых химических элементов в ЛЯР ОИЯИ и сделал это направление исследований ведущим для коллектива лаборатории.

Назвать 116-й элемент ливерморием (Livermorium, Lv) решили в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса, расположенной в городе Ливермор американского штата Калифорния. Коллеги дубненских физиков из Ливермора уже более 20   лет участвуют в экспериментах ЛЯР ОИЯИ по синтезу сверхтяжелых элементов.

Элементы с номерами 114 и 116 имеют особую важность, поскольку их синтез стал экспериментальным подтверждением гипотезы существования «острова стабильности» сверхтяжелых элементов. Эта гипотеза наших ученых оспаривалась некоторыми иностранными друзьями-конкурентами. Доказали истинность гипотезы целых шесть новых элементов, полученных в Дубне под руководством академика Ю.Ц. Оганесяна. Кроме 114-го и 116-го, это элементы с номерами 113, 115, 117 и 118. Имена последним четырем еще не придумали.

Наталия Теряева