Почувствовать настоящую науку Печать
13.07.2011 10:35

ОИЯИ вместе со своими коллегами из европейского ядерно-физического центра ЦЕРН в 2008 году начали совместный просветительский проект, поставив перед собой цель познакомить учителей физики общеобразовательных школ и лицеев разных стран с современным состоянием фундаментальных и прикладных физических исследований. Пригласив в этом году на школу вместе с учителями их лучших учеников, ее организаторы приступили к решению второй задачи – привлечения молодых кадров в науку.

 

Школа для настоящих  учителей

В этот раз в Учебно-научном центре ОИЯИ собрались педагоги и школьники старших классов Петрозаводска, Ставрополя, Великого Новгорода, Рязани, Москвы, Дубны, Ленинградской и Воронежской областей, городов Болгарии. Программа школы была очень насыщенной: всего пять дней было отведено на то, чтобы познакомиться с лабораториями, базовыми и инновационными установками Объединенного института, услышать лекции об основных исследованиях, познакомиться с LHC и даже поучаствовать в видеоконференции с ЦЕРН. Участники школы познакомились с технологиями ГРИД и Интернет-проектом Г.А. Шелкова (ЛЯП ОИЯИ) «Ливни знаний», который позволяет буквально каждому школьнику стать участником реального эксперимента по исследованию потоков космических частиц. Увлекательная демонстрация удивительной экспериментальной программы «Физика на кухне» И.А. Ломаченковым (УНЦ) захватила и взрослых, и ребят. Заключительной лекцией школы стало выступление М.В. Фронтасьевой (ЛНФ ОИЯИ) «Авария на «Фукусиме» и будущее ядерной энергетики».

Для учителей и школьников в рамках школы были организованы конференции: учителя обменялись педагогическим опытом, а их ученики продемонстрировали свой уровень знаний, замахнувшись даже на черные дыры и перспективы технологического использования плазмы. Участники школы побывали в лицее №11 и университете «Дубна», познакомились с новыми мультимедийными образовательными программами, предлагаемыми дубненской компанией «Интерграфика».

Лекции сотрудников ОИЯИ в той или иной степени были адаптированы к уровню участников школы. Например, Д.В. Наумов в своей лекции «Современная космология или как объяснить школьнику, что такое темная материя?» доступно и увлекательно изложил довольно сложный материал. Слушатели получили представление о том, что такое темная материя и темная энергия. Узнали о реликтовом излучении, которое имеет частоту обычной микроволновки, но, к счастью для человечества, несравнимо меньшую мощность. Лекция не была монологом, Дмитрий постоянно обращался к школьникам, которые с готовностью пытались ответить на его вопросы. А завершилась его лекция таким призывом: «Мы стоим на пороге новых революционных открытий в космологии, физике элементарных частиц, технологиях. Хватит торговать нефтью и «сникерсами», молодежь, идите в науку! Только настоящий учитель может помочь в правильном выборе!»

Физика – наука практическая

Вот какие впечатления оставила школа у некоторых ее участников. Педагог лицея №8 г. Тихвин (Ленинградская область) И.В. Вихрова: «Я участвовала в школе в прошлом году. Тогда меня очень увлекла своей лекцией о применении нейтронно-активационного анализа для исследований загрязнения окружающей среды М.В. Фронтасьева. Поразила сама идея, что физика должна как-то изменять в лучшую сторону нашу жизнь, по крайней мере, ее можно использовать для биомониторинга окружающей среды. Я решила попробовать исследовать наш Тихвинский район классическим способом и с помощью нейтронно-активационного анализа. У нас есть источники загрязнения – промышленные предприятия. Для школьников мы создали специальную обучающую программу и начали совместную работу с Мариной Владимировной.

Хотелось бы только анализом ситуации не ограничиться, а дать какие-то рекомендации предприятиям города, информацию жителям. И продолжить вместе с предприятиями работу над составлением карты атмосферных выпадений тяжелых металлов и других загрязнений. Для наших учеников было очень важно увидеть, что физика – наука практическая.

В этом году я приехала с несколькими своими учениками. Они с 90-процентной вероятностью остановили свой выбор дальнейшей учебы на университете «Дубна». Почему не Санкт-Петербург? В Дубне можно быстрее попасть в науку и больше условий для отдыха».

С докладом на школе выступил ученик И.В. Вихровой Данила Лёзин: «Физикой я увлекся пять лет назад, когда поступил в класс с углубленным изучением физики. Выступить здесь было полезно (доклад Данилы назывался «Черные дыры в современной физике») – выявились слабые места в математическом описании, но на вопросы я смог ответить. Оказалось, что девочка из Ставропольского края занимается той же темой. Из выступлений лекторов запомнилась лекция А.В. Беднякова (ЛТФ) по суперсимметрии, и на экскурсии в ЛТФ тоже было интересно общаться с сотрудниками лаборатории. А в свободное время гулял по городу – оценивал его с точки зрения будущей жизни».

Дистанционная помощь педагогам

Педагог школы №17 и Центра дополнительного образования «Поиск» г. Кисловодск (Ставропольский край) Ю.Ю. Говорухин: «Это третья школа, проводимая УНЦ ОИЯИ, в которой я участвую. И надо сказать, что моя педагогическая деятельность резко поменялась после участия в них. В наших школах мало оборудования для проведения физических экспериментов, есть немного самодельных приборов. Здесь И.А. Ломаченков передает свой богатый опыт в замечательном курсе «Физика на кухне», который позволяет создать демонстрацию физического явления буквально из ничего. Полученный опыт и знания я передаю учителям края. С Иваном Алексеевичем продолжаем общаться дистанционно. Для нас это очень серьезная помощь в педагогической работе. А для учеников – возможность сделать реальные исследования. У ребят появляется интерес к настоящим технологиям, в том числе и к IT-технологиям, благодаря Интернет-проекту Г.А. Шелкова «Ливни знаний», в котором мы с удовольствием участвуем. В итоге Дубна становится популярным местом продолжения образования – в этом году два школьника из Кисловодска планируют поступать в ваш университет».

Полтора года участвует в проекте «Ливни знаний» Алексей Бычков (школа №7 г. Изобильный, Ставропольский край): «С Дубной я немного знаком заочно, а теперь познакомился и лично. Мне нравится проект по изучению космических ливней «Ливни знаний», он дает почувствовать, что такое настоящая наука. Хорошо, что в нем может участвовать даже неподготовленный человек. Я пытался сагитировать одноклассников, но, несмотря на то, что у всех есть компьютеры и интернет, таких желающих не оказалось. Уровень преподавания физики у нас настолько слабый, что рассчитывать на интерес к физике и науке у школьников не приходится.

Участие в этом проекте подтолкнуло меня к самостоятельному поиску дополнительной информации о космических ливнях, к самообразованию. Мне это стало настолько интересно, что я решил и дальше заниматься физикой высоких энергий, а обучение хотелось бы продолжить в дубненском университете».

Ольга Тарантина

 

Читайте на эту тему еще:

Молодые ученые из стран СНГ

О пользе курсов «СИН-НАНО»

На учебу в ОИЯИ – с разных континентов

To JINR from all continents

К мировому лидерству