Ботаническое название гладиолуса – шпажник, его стебель действительно схож с клинком шпаги, а алые соцветия некоторых сортов – с капельками крови. Само же название «гладиолус» – слово латинское (Gladius).
Древнеримская легенда утверждает: если луковицы гладиолуса повесить на груди как амулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели.
У римлян гладиолус считался цветком гладиаторов. По легенде, жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов, а самым красивым, отважным, ловким и верным друзьям Севту и Тересу полководец повелел первыми сразиться друг с другом, пообещав, что победитель получит руку его дочери и будет отпущен на свободу. Поглядеть на это зрелище сошлось множество любопытных горожан. Однако они не увидели желаемого: когда затрубили ратные трубы, призывая отважных воинов к битве, Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями.
Толпа возмущенно загудела. Трубы прозвучали вновь, требуя поединка, и когда воины не удовлетворили ожидания кровожадных римлян, их предали смерти.
Но как только тела поверженных коснулись земли, из рукоятей их мечей выросли цветущие гладиолусы, которые и по сей день считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.
Во времена Теофраста, автора многочисленных трудов о растениях, луковицы гладиолусов запекали в тесте и употребляли в пищу. В размолотые клубнелуковицы добавляли лук и выпекали лепешки. А Плиний Старший сообщал, что в его времена корни гладиолусов находили применение и в медицине.
В XVII – XVIII вв. признание гладиолуса чудодейственным талисманом сменяется признанием его носителем целебных свойств. Так, одни виды гладиолуса использовались в качестве молокогонного средства для женщин, другие – от зубной боли. |