СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Вербное воскресение Печать
31.03.2011 08:53

В шестую неделю  Великого поста, называемую неделей ваий, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ. Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов: (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19).

Это – двунадесятый Господский праздник. Он также называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который составил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св. Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века многие песнописцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преп. Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная церковь в этот праздник.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА представляет собой совершенно особую часть церковного года. В древности она называлась «Пасха Крестная» или «Пасха Страданий». Именуется она и «великой» – по величию совершившихся на ней событий, по значению их для всего человеческого рода. Это время полностью посвящено воспоминанию спасительных Страстей Христовых, на Страстной не совершается празднование памяти святых и поминовение усопших, а храмовые праздники переносятся на другое время.

Богослужение Страстной седмицы значительно отличается от обычного целым рядом особенных священнодействий и  возвышенных духовных песнопений. В нем в единый, цельный и величественный образ собраны все ветхозаветные предсказания и прообразы, все новозаветные повествования о последних днях земной жизни Богочеловека.

Каждый из дней Страстной Седмицы имеет свои особенные воспоминания и сообразное с ними содержание богослужебных песнопений и чтений.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК вспоминается прекрасный Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде.

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона-прокаженного, и совершившееся сразу после этого предательство Иуды. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы  и предательство ученика.

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ вспоминаются несколько важнейших событий: Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии, Омовение ног, Гефсиманская молитва.

В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ литургия не совершается по причине глубокой скорби и сугубого поста в воспоминание о распятии и смерти Господа и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день.

В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ вспоминается погребение Спасителя, сошествие во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ людей, с верой ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай.

Иерей Антоний Попов

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.