Соборование Печать
31.03.2011 08:06

Многие из нас имеют нечеткое представление о таинстве Соборования. Часто с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.

Непонимание таинства Соборования нередко делает его магическим обрядом: подобно тем, которые практикуют экстрасенсы и целители. Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством?

Соборование, или Елеосвящение, есть таинство, в котором при помазании тела елеем священниками призывается на человека Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Установление таинства Елеосвящения относится к апостольским временам. В соборном послании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14–15).

Это таинство может совершаться над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Запрещается совершать таинство Елеосвящения несколько раз в течение одной болезни, а также над здоровыми, нераскаявшимися и детьми до семи лет. Но это не просто молитва о здоровье.

Вот что написано, например, в одном из руководств для священника: «О таинстве Елеосвящения учит св. Церковь, что в нем совершается благословение всего подвига, совершенного человеком на земле, и всего пути, им пройденного в вере и смирении, и что в Елеосвящении выражается сам суд Божественный над земным составом человека, исцеляя его, когда все средства целебные бессильны, или дозволяя смерти разрушить тленное тело, уже ненужное … для тайных путей Божиих» (Священник Т. Тихомиров. «На приходе». ПСТБИ, 2002).

 

В этом таинстве человек поставляет себя перед судом Божиим, и через священников молится о прощении грехов и об исцелении телесных болезней, когда медицинские методы бывают бессильны. Молитва веры может преклонить милосердие Божие и даровать физическое исцеление от болезней. Но что не менее важно – по словам из послания апостола Иакова, на которых основывается это таинство (Иак. 5:15), – в таинстве человек получает прощение грехов. Ведь большинство болезней являются следствием греха.

Но какие грехи? Не те, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаем и пытаемся преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят незамеченными: согрешив, мы либо тут же забываем  об этом (именно бессознательно), либо вообще не считаем за грех. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Конечно, при условии, что сердце человека обращено к покаянию и вере.

Что же касается телесного выздоровления, священники молятся об этом при совершении таинства, и нередко после Соборования исцеления действительно происходят. Однако нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Смысл таинства Соборования – в физическом исцелении человека, но это исцеление тела не может произойти без исцеления души от грехов.

В чем же состоит исцеление души? В прощении совершенных грехов. В молитвах чина (т. е. порядка совершения таинства) Соборования священники неоднократно просят прощения грехов. Например, в молитве второго помазания: «…услыши нас, недостойных рабов Твоих, и идеже о велицем имени Твоем елей сей приносим, низпосли Твоего дара исцеления, и оставление грехов…»

Само послание апостола Иакова, которое лежит в основании таинства Соборования, ясно говорит: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15).

Как происходит это таинство? В таинстве Елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином. Елеем священник помазывает больного. Помазывают маслом обычно крестообразно, иногда произносят при этом слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть его крышкой. Таким образом, таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Иногда масло, оставшееся после Соборования, хранят и помазывают им больные места. Но надо отметить, что такое использование освященного масла уже не имеет отношения к Елеосвящению.