СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Нашлись родственники единственного дубненского святого Печать
29.11.2017 08:39

Еще год с небольшим назад у прихожан Ратминского храма не было фотографии единственного дубненского святого – священномученика Михаила Абрамова, но после публикации статей по итогам прошлогодних Рождественских чтений на сайте Дубненско-­Талдомского благочиния в храм позвонила правнучка отца Михаила Елена…

 

И совсем недавно, 25 ноября, внучка и правнучка священномученика Михаила Абрамова приезжали в Дубну, посетили храм Похвалы Пресвятой Богородицы, встретились с настоятелем  и клириками храма, помолились у иконы священномученика Михаила и побывали на кладбище на могиле его супруги Евдокии Андреевны.

Светлану Владимировну Львову (внучку отца Михаила и дочку старшего его сына Владимира) и Елену Юркову (правнучку) встречала на вокзале семья Барановых – Надежда, Владимир и семилетний Михаил. Надежда и Владимир первыми «открыли» для дубненцев священномученика Михаила Абрамова, служившего в храме в Ратмино и расстрелянного в 1937 году. В 2000 году он причислен к лику святых Собором Русской Православной Церкви.

Десять лет назад по благословению тогдашнего настоятеля ратминского храма, отца Виктора Паршинцева (почившего в 2010 г.), Надежда и Владимир стали собирать факты о жизни священномученика (многое из того, что собрано ими, а также другими неравнодушными дубненцами, опубликовано на сайте Дубненско­Талдомского благочиния http://dubna­blago.ru/biblioteka­mihail­abramov.html).

Долго не удавалось выйти на ныне живущих родственников Михаила Абрамова, но летом этого года в храм позвонила правнучка священномученика Елена Юркова, прочитавшая на сайте благочиния о своем прадеде. Это второй приезд правнучки Елены и ее мамы Светланы Владимировны в Дубну. После многолетней разлуки  город и Ратмино для них снова стали дорогими, а семья Барановых – новой роднёй.

Признаюсь, пока на вокзале ждали поезда из Москвы, не отпускала мысль, что вот сейчас увижу родных – подумать только! – священномученика. Ведь в них так много от него… Когда встретились, невольно принялась отыскивать общие черты (благодаря правнучке фотографии Михаила Абрамова, его супруги и детей есть теперь и у нас), но Светлана Владимировна стала убеждать, что она больше похожа на бабушку. И это действительно так, а от дедушки унаследовала только музыкальность…

Она рассказала, что у дедушки был красивый баритон. И его друг, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов, обладатель уникального баса­профундо, звал его в Большой театр. Но дедушка выбрал другую стезю. В свое время Светлана Владимировна играла на альте и пела. А у правнучки оказались такие же роскошные волосы, как и у прадеда, в просторечии шевелюра, которую отмечали все, кто его знал.

По дороге в Ратмино заехали на улицу Мичурина. Светлана Владимировна отыскала те березы – одна изогнута, напоминает скамейку, – что росли неподалеку от бабушкиного дома, когда та из Ратмино, уже без дедушки, переехала жить в Ново­Иваньково, теперь это улица Мичурина.

На улице Ленинградской попытались найти пятиэтажку подруги детства Маши. «Всё другое стало», – вздыхает Светлана Владимировна. Поворачиваем на Ратмино. Снова воспоминания: за четыре километра ходили доить корову, змей полным­полно, а за огородами зона для заключенных была…

Спрашиваем Светлану Владимировну, обижали ли сельчане бабушку, когда деда врагом народа объявили. Отвечает, что не обижали, если только неразумные дети иногда попадьей дразнили. Деревенские жители с большим уважением к ней относились. И это уважение распространялось и на внучку. Завидев её, женщины прекращали употреблять вульгарные словечки, говорили: «Тише, Светка идет!»

В храме Похвалы Пресвятой Богородицы гости побеседовали с благочинным церквей Дубненско­Талдомского округа протоиереем Владиславом Бобиковым. Здесь к ним присоединились еще родственники, с которыми они не виделись долгое время, Дмитрий Бартенев с супругой Светланой. Как тут не подумать, что всех вместе собирает священномученик Михаил. Внучка Светлана Владимировна убеждена, что дедушка им помогает, стоит только попросить. «Душа чувствует, что он молится за нас!»

29 ноября – день мученической смерти священномученика Михаила Абрамова. Светлана Владимировна вспоминала, как бабушка рассказывала, что после смерти отца Михаила к ним приезжал какой­то мужчина, которому довелось сидеть в одной камере с батюшкой перед расстрелом. С ним жестоко обходились, били, обливали на улице холодной водой.

Светлана Владимировна и Елена приехали, чтобы почтить его память и побывать на могиле его супруги Евдокии Андреевны, похороненной на старом левобережном кладбище возле Смоленского храма. Они привезли новую табличку на крест, на ней указана точная дата смерти – 26 декабря 1952 год. «Бабушка умерла нестарой, от болезни, – говорит  Светлана Владимировна. – В следующий раз привезем и укрепим на кресте фотографию». И продолжает: «Молодой она была на три губернии первой красавицей. Дедушка её любил, баловал, чай в постель подавал. Он был из крестьян, а она из мещан».

Когда Евдокия Андреевна жила уже одна в Ново­Иваньково, многие отмечали, что в доме у нее все устроено не по­деревенски, красиво и уютно, хотя внешне это был обычный деревенский дом. В доме царил идеальный порядок, и поэтому частенько все начальствующие, приезжавшие по разным делам в Ново­Иваньково останавливались у нее.  Мне почему­то казалось, ­ продолжала свой рассказ Светлана Владимировна, ­ что даже гуси, куры, козы в бабушкином хозяйстве тоже были красивыми…»

В этом рассказе переплелись и рассказы бабушки, и личные воспоминания Светланы Владимировны. Ведь она родилась в 1937 году, дедушка и увидеть её не успел, а вот к бабушке она с 1947 года приезжала каждое лето в Ново­Иваньково. Но Ратминский храм видела только из катера, когда ездили в Кимры…

На кладбище на могиле матушки Евдокии отслужили литию по усопшим. Ветер уносил ввысь наши негромкие голоса: «Вечная память!» Огромной толщины березы, высокие сосны, ветер с близкой Волги –  просторно и покойно…

Много интересного поведала нам о жизни своих родных Светлана Владимировна Львова. Из этих воспоминаний становится ясно, что сыновей и внуков священномученика Михаила Абрамова отличали незаурядный ум, порядочность, трудолюбие, необыкновенная доброта и любовь к людям.

…Уезжали в Москву Светлана Владимировна и Елена на машине с Дмитрием и его женой Светой. Попрощались с нами ненадолго. Планируют приехать 19 декабря на празднование 190-­летия со дня освящения каменного храма Похвалы Пресвятой Богородицы.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.