СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Матушка Казанская Печать
31.10.2017 11:53

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается Православной Церковью дважды в году: 21 июля и 4 ноября.

 

В июле мы вспоминаем явление чудотворной иконы в городе Казани, когда после сильного пожара девочке Матроне явилась Божия Матерь и дала указание отыскать Её Образ на одном из пепелищ. После обретения иконы список с неё сразу же отправили в Москву. А на месте явления чудотворного Образа построили Богородицкий монастырь.

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери совпадает с Днём народного единства. И не случайно. История этого образа тесно связана с освобождением Москвы от поляков в 1612 году.

В период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы праздника явления Казанской иконы.

В трагические дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, занятой поляками.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. 22 октября 1612 года русские войска взяли Китай­город, а через два дня – Кремль.

После того, как враг был изгнан из столицы, ополченцы в знак благодарности прошли крестным ходом вокруг освобожденного Кремля, неся впереди Чудотворный лик Богоматери.

В честь освобождения Москвы от польско­литовских захватчиков на Красной площади был возведен Казанский собор, где какое­то время и хранился список Казанской иконы. (Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы). А день главной битвы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал днем празднования Казанского образа Божией Матери. И в последующие столетия много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечался вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская».

Народное движение за освобождение и восстановление российского государства в 1612 году – по праву один из важнейших исторических примеров того духовного единства народа, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.

Народные традиции праздника

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской ­ не зима, с Казанской ­ не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов. Договор «На Казанскую ­ расчет!» никто нарушить не смел.

К этому празднику приурочивали и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

По материалам православных сайтов

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.