СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Трезвость – фундамент жизни Печать
19.09.2017 11:18

Священник Виктор Гавриш, клирик Дубненско­Талдомского благочиния, возглавляет православное общество трезвости при храме Рождества Иоанна Предтечи и ведет большую работу в благочинии по профилактике всякого рода зависимостей. Каждое воскресенье он совершает молебен о страждущих винопитием и наркоманией, проводит беседы с прихожанами. Регулярно встречается со школьниками и студентами, которые с удовольствием слушают его, потому что отец Виктор умеет доходчиво и увлекательно говорить о самом трудном, способен словом побудить ребят к размышлению о смысле жизни, о Боге, о свободе истинной и мнимой.

В декаду трезвости, которая стартовала в России 11 сентября, мы говорили с отцом Виктором о трезвости.

­ Отец Виктор, Вы в своих беседах говорите, что в нашем обществе к трезвости относятся как к… болезни. Почему это так?

­ Трезвость в нашем обществе не считается добродетелью. У многих трезвенник ассоциируется с язвенником. У людей в голове не укладывается, что здоровый человек сознательно выбрал путь трезвости. Многие уверены, что он тем самым украл у себя радость. А ведь ребенок рождается трезвенником. У ребенка есть чистота души, ему не нужны внешние средства, чтобы чувствовать радость. Но чем дальше человек от Бога, чем больше у него эгоцентризма, тем меньше у него этой радости. И он пытается достигнуть её с помощью суррогатов. Человек наполняет свою душу сиюминутным мусором, и ему кажется, что он убежал от проблем.

Трезвость как фундамент у здания, на ней держится все. Надо понимать, что православное понятие трезвости гораздо шире, чем физическая трезвость. Многие нехорошие люди были трезвенниками, например, Гитлер, и он сделал много зла.

Часто человека, избавившегося от пьянства, лукавый начинает искушать другими грехами. Бывает, тот впадает в грех прелюбодеяния или становится патологически жадным. К зависимости приводит душевная пустота.

­ Получается, что пьянство и любая зависимость – это способ заполнить пустоту в своей душе?

­ Многие еще говорят, что жизнь такая нервная, хочется иногда выпить бутылочку, повеселиться. Но веселье бывает разное. Сам Господь говорит: радуйтесь и веселитесь! О какой радости идет речь? Конечно, не о разнузданной пьяной радости, а о радости добрых дел. Сделал что­то хорошее, у тебя душа радуется от причастности к доброму делу.

Как говорил святитель Филарет, у Бога нет иных глаз, кроме наших, и иных рук, кроме наших. Вам Господь послал мысль о том, что человеку надо помочь, так помогите ему! И эта радость причастности к доброму делу действительно человека обновляет, а веселье, которого человек пытается достигнуть, убегая от реальности, лишь опустошает душу.

­ Чем занимается православное общество трезвости?

­ Иногда возникает впечатление, что православное общество трезвости борется с пьянством. Нет, мы боремся за трезвость, мы боремся за души алкоголиков, за их личности. Бороться с пьянством ­ это бороться с последствиями. Если у человека гангрена ноги, то ему нельзя посоветовать припудрить кожу пудрой, потому что у ноги цвет нехороший. Но общество часто занимается припудриванием проблемы, а не её решением.

Приятно, что День трезвости стал отмечаться на государственном уровне. Органы здравоохранения идут навстречу по организации мероприятий по этой тематике, в учебные учреждения приглашают священнослужителей. Очень важно заниматься профилактикой, потому что алкоголизм, наркоманию, как и любую болезнь, легче предупредить, чем лечить.

­ Сейчас, наверное, непросто заниматься профилактикой: ряды бутылок  в магазинах соседствуют с молоком и соком, и спиртное порой дешевле сока?

­ Проблема в том, что у нас к спиртному относятся как к продукту питания. В специализированный магазин не каждый соберется, а тут зашел за молоком и себе выпивку взял. Получается, что человеку спиртное навязывают.

Очень многое зависит от государства. Если производитель произвел алкоголь, ему его надо сбыть. Будут включены реклама прямая и косвенная, продажа через интернет и т.д. Какая­то часть общества может для себя сознательно принять идеал трезвой жизни, но 70% людей просто не смогут удержаться.

У нас не любят запретительные меры, прикрываясь тем, что это не решает проблемы. Еще как решает! Просто все должно быть в комплексе: и профилактика, и запрет. В Скандинавских странах узаконены уроки трезвости в школах. В периодических изданиях регулярно публикуются статьи врачей, наркологов, специалистов. Спиртное продают только в специализированных магазинах.

Может быть, в масштабах государства усилия православных обществ трезвости малозаметны, но, во­первых, для Господа ценна каждая душа, во­вторых, в обществе постепенно создается критическая масса трезвых людей. Если пять лет назад общества трезвости в Московской епархии можно было пересчитать по пальцам, то сейчас их несколько десятков. В некоторых благочиниях действуют по два, по три прихода, где оказывают такую помощь. Господь спросит с нас не статистику, а спросит нас, как мы отнеслись к конкретному человеку, что для него сделали.

­ Но что можно сделать для спившегося алкоголика, который уже и встать­то не может, не то что в церковь пойти?

­ Ему должны помочь родственники. 70% выздоровления зависит от близких людей. Расскажу недавний пример. Пришла женщина, рассказала, что у мужа запои по нескольку недель, что разговаривать с ним невозможно, он агрессивен, взрослые дети не хотят больше с ним общаться, врачи в больницу не берут. Она одна с этим горем. Я ей посоветовал приходить на молебен и молиться за мужа, а самой исповедоваться, причаститься и принести обет трезвости. Она сомневалась, но в конце концов принесла обет трезвости. И призналась, что когда она такой обет дала, у нее как будто бы появились новые силы. Мы с ней разработали определенную программу действий. В итоге муж согласился лечиться, его отправили в Воронеж, в православный реабилитационный центр при монастыре. Там он находится уже четыре месяца. Мы с ним регулярно созваниваемся. Теперь это другой человек. Раньше он иначе, как матом, не разговаривал, а тут говорит: я прочитал Иоанна Крестьянкина «Как к исповеди готовиться», буду готовиться к исповеди. Человек начал воцерковляться. Когда он вернется домой, у него будет духовная основа для борьбы со страстью винопития.

Беседовала Светлана Козлова

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.