Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Традиционный народный костюм в современной культуре и системе образования Печать
24.11.2016 08:00

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры. 

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм – важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием.

Сегодня народный костюм привлекает многих. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти «сряды», «обряды», «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры.

Русский народный костюм – это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей на огромном пространстве.

О сценических народных костюмах

В настоящее время все больше учебных заведений, как высших, так и средне-специальных, готовят специалистов-«народников». Выпускники прекрасно исполняют народные песни, пишут к ним аранжировки, великолепно двигаются на сцене, а вот костюмный ряд иногда оставляет желать лучшего. Зачастую в разнообразии стоящих на сцене студентов или уже профессионального коллектива царит пестрота, безвкусие или просто безграмотность руководителей. Отражение певческого и хореографического материалов в совокупности с костюмами не соответствует понятию – стиль. Сценическую одежду мы также должны подразделять, как подразделяем хоровое и ансамблевое пение, как подразделяем исполнение  хороводов и плясок. Ни в коем разе нельзя ставить в один ряд костюмы под гжель или хохлому со сценическим костюмом обусловленной местности, а тем более с его началом – этнографическим костюмом. Это вызывает полное непонимание у публики, а что еще хуже – приводит к невосприятию традиций у самих студентов. Понятно, что не каждый коллектив может позволить себе этнографические костюмы, да это и совсем не обязательно. Важно, чтобы и в стилизованном костюме (он может быть более сценичным) легко прослеживались или черты принадлежности костюма к определенному региону или к общерусским мотивам. Как, например, мы никогда не спутаем Воронежский хор с Северным народным хором, где четко отражены традиционные региональные тенденции народного костюма. Здесь уместно сказать, как одеваются и несут русскую культуры некоторые наши известные исполнители народных песен. К сожалению, есть примеры жуткой импровизации традиционного народного костюма, например, сочетании коратены северной традиции и южно-русского головного убора «сороки», вызывает полное удивление специалистов. Создается впечатление, что художники или не отличают понятия русский народный костюм, или совсем не знают о традиционном народном творчестве.

Понятно, что костюм создавался как сценический, но есть же какие-то каноны, от которых нельзя отступать. Есть, конечно, примеры и правильного «ношения» традиционного костюма. Например, сценический костюм заслуженной артистки России Надежды Крыгиной. Надежда Евгеньевна родом с Курской области. Немало исполняет песен своей традиции, и ее курский костюм в сценическом исполнении вызывает одобрение и восхищение. Сохранен крой сарафана, сохранена местная цветовая гамма, укрупнен рисунок на рубахе, для восприятия праздничности добавлены блестки.

О культуре ношения народного костюма

Необходимо прививать культуру ношения народного костюма. И этому вопросу учебные заведения должны уделять больше внимания, понимая, что в последующем их выпускники научат своих учеников тому, чему научили когда-то их. В лучшем случае студентам дается общий курс по изучению народного костюма, в худшем – отводится минимум часов в программе изучения народного художественного творчества. Необходимо чтобы студенты, в последующем руководители фольклорных коллективов, могли хотя бы отличать девичьи костюмы от женских, праздничные от бытовых и горевых и просто взрослый костюм от детского. Немало фольклорных детских коллективов одеты столь неграмотно и столь противоречиво с репертуаром, что стоит задуматься, для чего создавался коллектив. То ли для утехи самого руководителя или банально для работы на публике. А первым делом здесь все-таки необходимо думать о самом ребенке, о его восприятии народной культуры. Дети, одетые во взрослые головные уборы и в женские понёвы, выглядят не совсем убедительно и как-то неестественно. Есть детский фольклор, с весенними закличками, с традиционными играми, с декоративно-прикладным искусством, но не будем забывать, что есть и детский народный костюм, отражающий возрастные особенности. Хороший этому пример детский фольклорный ансамбль «Звонница», руководит которым заслуженный артист России Петр Сорокин, где костюмы у детей подобраны стилистически правильно и не противоречат друг другу. За основу взята общерусская традиция сарафанного типа, великолепно подобран материал изготовления, сохранены основы традиционного кроя, в этих костюмах нет вычурности и мишуры.

Но полный образовательный процесс не может идти и без самообразования, без изучения литературы, без посещения выставок и профильных фестивалей и конкурсов. На основе своего собрания народного костюма мной было проведено немало встреч, лекций, выставок по России.

Одна из таких выставок пройдет с 7 по 22 января  в рамках XIII фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» в подмосковной Дубне, в муниципальном выставочном зале ДК «Октябрь».

Время уходит от нас безвозвратно, но сколько еще всего можно спасти, открыть, изучить. Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права.

С.А. Глебушкин, собиратель народного костюма, член Союза художников России и Международной федерации художников

 
 

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо