Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Житие священномученика Михаила Абрамова Печать
28.07.2016 08:56

Отрадно сознавать, что такие святые просияли и на нашей дубненской земле. К сожалению, немного сведений о священномученике Михаиле дошло до нас. Нет ни его фотографии, ни каких-­либо воспоминаний родственников. Однако,  сухие строки архивных документов того времени передают нам удивительный портрет этого замечательного священника.

 

Михаил Иванович Абрамов родился 14 ноября 1885г. в деревне Роговая, Дурновской волости Пронского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. В 12 лет  он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901 году по 2­му разряду. Сохранившееся свидетельство об окончании Скопинского духовного училища характеризует Михаила Абрамова как усердного и прилежного ученика. Например, в свидетельстве значится, что по русскому, церковно­славянскому, греческому и  латинскому языкам Михаил Абрамов за годы учебы обнаружил «очень хорошие» знания.

После духовного училища Михаил Абрамов поступил в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой в 1907 году был назначен в церковь Покрова Божией Матери г.Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно­приходской школе. А через год указом правящего архиерея Михаил Абрамов был определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священника. Михаил Иванович Абрамов принял священнический сан в 23 года.

Заметим, что до революции 1917 года  священниками становились в основном люди из того же духовного сословия, священство, можно сказать, передавалось из поколения в поколение. Тот факт, что Михаил Абрамов, будучи выходцем из крестьянской семьи, стал священником, может свидетельствовать и о его больших способностях к образованию, и о личном, осознанном  желании посвятить себя служению Богу, и о глубокой вере  родителей будущего священномученика.

Вот выписка из Клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова от 1912 года: «Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. В семействе у него жена – Евдокия Андреевна, 21 лет, родилась 20.07.1890. Сын – Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909». Матушка Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском епархиальном женском училище. Об отце Михаиле говорится так: «поведения отлично хорошего. По службе исполнительный и усердный. К благоустройству прихода и церкви относится с полным вниманием и усердием. Во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорит проповеди».

В 1912 году отец Михаил был переведен в Николаевскую церковь села Мостья Ряжского уезда Рязанской епархии, где он также законоучительствовал в церковно­приходской школе.

За усердную службу в марте 1913 года он награжден набедренником, а в феврале 1914 г. отца Михаила переводят в Тульскую епархию в село Богослово Епифанского уезда.

В мае 1916 г. за особые труды (устройство яслей для детей) по обстоятельствам военного времени Епархиальным Начальством священник отмечен наградой. Как свидетельствует запись в Клировой Ведомости Иоанно­Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года, в семействе у отца Михаила на тот момент было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид – «род. 1913 г. августа 8­го дня». Священник Михаил и члены его семьи снова отмечены положительной характеристикой: поведения «отлично­хорошего», «честнаго».

После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям: он был лишен избирательных прав, на его семью были возложены непомерные налоги. Однако о.Михаил продолжал свое священническое служение. Он прослужил в условиях этого тяжелого времени еще 11 лет до своего первого ареста.

В 1928 году он был арестован и осужден на 1 год по статье 72 УК: «Религиозная контрреволюция, сопротивление конфискации церковных ценностей, религиозная пропаганда, обучение детей в религиозном духе». Обратим внимание на то, что священномученика обвинили и осудили за ту самую деятельность, которую он, как видим из его жития, считал очень важной: воспитание детей в духе православной веры. За заботу о духовном развитии детей отец Михаил был награжден Церковью, за эту же заботу советская власть отправила батюшку отбывать наказание в Тульский исправительный дом с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг.

С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов определяется священником храма Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Городище, что на Дубенском устье.

В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58­10 УК: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений».

В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице. Но прослужил о.Михаил после ссылки недолго, всего через полгода на священномученика вновь завели уголовное дело, которое решено было завершить быстро и в упрощенном порядке.

В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича. Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке». Дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года.

13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест в доме №14  деревни Ратмино, где о. Михаил проживал вместе с матушкой. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли только паспорт. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.

Первый и последний допрос состоялся на следующий день — 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила. Вел допрос и заполнял протокол сержант госбезопасности. Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный к Советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».

Следователь нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены 19 и 20 ноября, а 21 ноября, в день тезоименитства батюшки (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), уже было подписано обвинительное заключение: «АБРАМОВ, вернувшись из ссылки в 1937 году, враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза – внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа Троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».

Трудно поверить, чтобы добрый батюшка призывал свою паству к контрреволюционному мятежу или восхвалял троцкистов – самых нетерпимых к религии большевиков, мечтавших о мировой революции. Но уничтожение священнослужителей было делом государственной важности, и тройка УНКВД Калининской области 27 ноября постановила: Абрамова Михаила Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ.

Постановление было приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г. Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.

В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил причислить протоиерея Михаил Абрамова к лику святых с установлением дня памяти в день его мученической кончины 29 ноября и в день памяти Собора новомучеников и исповедников российских.

Так у нашего храма Похвалы Пресвятой Богородицы появился еще один святой покровитель и заступник, который, подобно святым древней Церкви, своей кровью проповедал Христа, мученической кончиной засвидетельствовал свою веру в его победу над грехом, ложью и смертью.

Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Составили: Елена Венедиктова, Вячеслав Пелевин

 
 

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо