СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

XII городские Рождественские образовательные чтения Печать
22.01.2015 08:45

В ноябре-декабре прошлого года в Дубне прошли XII городские Рождественские образовательные чтения, посвященные теме «Благословенный выбор святого Владимира, крестителя Руси». Газета «Встреча» уже подробно рассказывала об этом событии. Нам же в «Православной встрече» хотелось бы ближе познакомить читателей с новой авторской образовательной программой «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» и с ее автором – гостем Рождественских чтений диаконом Ильей Кокиным. Помимо служения у алтаря, он является кандидатом богословия, кандидатом культурологии, членом Союза писателей города Москвы, преподавателем авторского курса «Основы религиозной культуры», а также автором стихов к мультфильмам «Князь Владимир», «Истории Ветхого Завета», консультантом проектов телеканала «Радость моя».

На закрытии рождественских чтений в Дубне доклад отца Ильи вызвал большой интерес у всех присутствовавших. Это пособие включает в себя учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь и видеоматериалы. Над проектом автор трудился больше года. И не зря! Программа и пособия к ней получились весьма интересными. Автор в процессе открытого урока показал новые методики преподавания и виды заданий, и самое главное, продемонстрировал, как многие сложные темы православного веро-учения могут быть преподаны детям ярким, живым языком со множеством историй, притч, научно-популярных статей, иллюстраций из отечественной иконописи и живописи, раскрыты в произведениях прозы и поэзии.

Все присутствовавшие отметили своевременность и необходимость этой дисциплины в наших школах. По наблюдениям учителей, дети очень охотно откликаются на темы, связанные с духовным миром. Многие  учителя из Дубны приобрели это пособие, и его элементы уже в скором времени, возможно, появятся на уроках литературы, истории, обществознания, светской этики и основ православной культуры, мировой художественной культуры и даже географии.

Например, в теме Рождество Христово приводится дополнительно статья о том, когда начали отсчитывать годы от Рождества Христова. Оказывается, это летоисчисление вошло в обиход достаточно поздно, с VI века, когда римский монах Дионисий Малый предложил вести счет лет не от библейского сотворения мира, а от года рождения в мир Спасителя. Дионисий произвел астрономические вычисления и определил, что на дворе – 525 год от Рождества Христова. В VIII-IX веках это летоисчисление было установлено во всех христианских странах. Получается, что новый 2015 год будет своеобразным юбилеем – 1490 лет со времени установления в мире летоисчисления от Рождества Христова.

Своими первыми впечатлениями от докладов и выступлений на чтениях поделились дубненские педагоги.

Галина Владимировна Сушенцова, заместитель начальника управления народного образования.

– Мне очень понравилось все, что мы сегодня услышали и увидели. Очень теплая обстановка сложилась на чтениях, содержательные доклады.  А с песней «17 раз обнять», которую мы сегодня услышали в исполнении Галины Пуховой и Михаила Приходько, нужно познакомить всех родителей в каждой школе! Очень понравилось  выступление Т.В. Окуневой, в котором была представлена именно практическая работа.

– Как Вы считаете, можно ли внедрить опыт диакона Ильи Кокина  у нас в школах?

– Показательно, что учителя из многих школ – а среди них и социальные педагоги, и учителя-историки, и литераторы –  очень заинтересовались его разработками. Это подтверждает возможность использования таких программ.  Я думаю, учителя будут прилагать усилия для освоения этого опыта на своих уроках, ведь в этой программе рассматриваются многие жизненные вопросы, а их надо обязательно обсуждать с детьми, помогать найти правильное решение.

Ольга Станиславовна Зайцева, методист Центра развития образования.

– Пригодится ли программа, представленная нашим гостем учителям на уроках в школах?

– Новые формы работы, новый методический подход – всегда актуальны и современны. Это то, что нужно для современного школьника: не сухое изложение, а именно такая форма подачи – интерактивный урок. Нам интересно, чтобы в такой форме преподавались именно Основы православной культуры (ОПК), чтобы дети с удовольствием шли на эти занятия. Не все школы выбирают этот модуль, у нас в Дубне только две школы ведут уроки ОПК (школа №1 и гимназия №11 – прим. автора), в основном школы выбрали предмет – светская этика.

– Почему, на Ваш взгляд, только две школы ввели ОПК?

– Потому что пока нет людей, которые могут преподавать этот предмет. У нас в Дубне уже второй год педагоги занимаются на курсах в Свято-Тихоновском институте.  В скором времени у нас будут учителя, которые смогут вести этот предмет.

Ольга Васильевна Крапивницкая, учитель светской этики, лицей №6.

– Понравилась ли Вам программа и учебные пособия, представленные сегодня на чтениях нашим гостем – диаконом Ильей Кокиным?

– Очень понравились чтения. Выступал весьма компетентный и интересный человек, который столько труда и любви вложил в эту работу, что кажется, что на таких людях все и держится.

– Хотелось бы Вам начать преподавать этот предмет?

– Очень хочется, но я веду светскую этику, не знаю, как дальше сложится, но эта программа и пособие очень интересные.

– Какие сходства и различия между ОПК и светской этикой?

– В преподавании светской этики мы не можем делать акцент ни на одной из религий, этот предмет – в основном знакомство с нормами поведения и основами религии вообще.

– На Ваш взгляд, для развития ребенка, для его душевных качеств – что лучше, полезнее?

– Ситуация сложная, я знаю случаи, когда рассказ учителя о православной культуре на классном часе вызвал в родителях одного из учеников большой протест, и они в тот же день пришли в школу и высказались против подобных бесед и уроков.

– Это были родители другой веры?

– Нет, это были  просто воинствующие атеисты.

– Честно говоря, этот факт меня очень удивил, неужели еще есть именно воинствующие?

– Да, встречаются такие люди. Но, тем не менее, дети всегда очень хорошо откликаются на все, что связано с духовно-нравственными ценностями.  Для многих это знакомо, для кого-то нет. Мы стараемся говорить больше об этике, но и вопросов религии тоже касаемся. Например, когда мы проходим 10 заповедей, то я показываю ребятам интересный фильм, который нашла в интернете. Я также знакомлю детей с различными философскими учениями, мы говорим о судьбах философов – это очень интересно и, несомненно, повышает общий культурный уровень учащихся. Когда есть возможность говорить о вере, я рассказываю о жизни святых. Всегда стараюсь рассказать – что, где, какое есть, а там они уже сами будут делать выбор. Главное, посеять зернышко…

Диакон Илья Кокин

– Применяют ли на практике Вашу программу в других городах, школах?

– Да, первый опыт был связан с известной православной школой-пансионом Плесково, она находится в живописном уголке Подмосковья, в бывшей усадьбе графа С.Д. Шереметьева. Собственно, и история учебника связана с тем, что гимназии нужно было пособие: дети главного благотворителя и гимназии, и телеканала «Радость моя» учились там. Он достаточно ревностно и пристально следил за программами, по которым они учились, и в какой-то момент понял, что нет достойного пособия, фундаментального издания для изучения Нового Завета. И меня попросили подумать, что можно сделать. Времени было очень мало, и поэтому стояла задача сделать хотя бы рабочую тетрадь, придумать просто интересные задания, при этом мне дали полную свободу творчества – делай что хочешь, но минимум – тетрадь. Я сказал, что должен быть обязательно и учебник, и хрестоматия, и рабочая тетрадь. К августу сделал первую часть учебника с рабочей тетрадью. Вторая часть вышла позже.

– Получился двухгодичный курс обучения?

– Да, если преподавать один раз в неделю, т.е. каждая тема делится на два урока. Можно при большей интенсивности один урок – одна тема в неделю, или третий вариант – просто много на дом задавать, т.е. материал хрестоматии и рабочей тетради для самостоятельной проработки.

– В каких городах вы уже выступали с такими открытыми уроками и семинарами?

– Дубна – особый город в графике семинаров «Дорога к храму», это последний город из 35-ти городов России и Белоруссии, где я уже выступал. А вообще география сложилась от Череповца и Вологды на севере до Геленджика на юге, от Гродно на западе до Новосибирска на востоке.

–  Вы будете подводить первые итоги преподавания?

– Во время всех семинаров и лекций проводится анкетирование участников. Будет создан сайт в поддержку проекта учебника, там можно будет оставить отзыв от учителей и информацию, как дети воспринимают материал.  Программа преподается пока в основном в воскресных школах и православных гимназиях, таких как Плесково, Рождествено, частная школа «Ретро». Там обратная связь есть и приходят очень хорошие отзывы, фактически эти школы стали пионерами в этой программе. Например, в одной из школ, где я преподаю этот предмет, он стал самым любимым... после физкультуры. А с физкультурой, конечно, очень тяжело соревноваться (улыбается).

Помимо основных вопросов, связанных с новым курсом преподавания, нам интересно было узнать и какие сложились впечатления у нашего гостя о Дубне.

– Впервые ли в Дубне и понравился ли город?

–  В Дубне я не впервые. Мы сегодня вспоминали, что когда я был подростком лет 15-16-ти, я был в Дубне.  Моя жизнь в церкви началась с опыта исполнения послушания пономаря в Введенском храме д. Очево Дмитровского района, у архимандрита Паисия. Староста этого храма была родом из Дубны. Мы приезжали к ней в гости в Дубну на освящение храма, это был тогда один из первых храмов…  Прошло уже более 20-ти лет, но я помню радостное торжественное настроение от того события. После службы в деревенском храме казалось, что торжество в Ратмино просто вселенского масштаба. Мы сегодня были в храме, батюшка показал, как он преобразился, какая икона  и распятие перешли в Ратминский храм, т.е. были пожертвованы из храма в Очево.

– Сам город Вы успели увидеть?

– Да, город очень красивый, уютный, что для российских городов не характерно, к сожалению. Как-то в России в архитектуре и дизайне городов много чего-то депрессивного, а тут видно, что люди строили со вкусом, много уютных красивых домов и домиков.

Много интересного еще можно рассказать о Рождественских чтениях, о работе с детьми, о педагогах и о таких интересных людях, гостях нашего города, как диакон Илья Кокин. Но это материал для будущих публикаций на страницах газеты «Православная встреча» и на сайте Дубненско-Талдомского благочиния  www.dubna-blago.ru.

Елена Злобина

Фото Игоря Бельведерского

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.