СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Воздвижение Креста Господня Печать
09.10.2014 08:31

В праздник Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем событие обретения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме святой царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. В 326-м году она прибыла в Иерусалим с горячим желанием отыскать Крест Господень. После обращения к иудеям с просьбой указать место, где сокрыт Крест, старец Иуда привел ее к храму языческой богини Венеры, построенному над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Когда храм разрушили, то под развалинами капища обнаружили три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Чтобы понять, на каком из них был распят Господь, патриарх Макарий повелел поочерёдно приложить их сначала к болящей женщине, затем к покойнику. От прикосновения одного из крестов болящая исцелилась, а усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника.

«Крест Христов – это само учение Христово», по словам святителя Игнатия Брянчанинова. Изображение креста в русской православной традиции символически заключает в себе рассказ об обстоятельствах Крестной смерти Спасителя. Каждый христианин, благоговейно совершая крестное знамение, с благодарностью и любовью поклоняясь Кресту Христову, должен знать и помнить, что это была за казнь и какие великие страдания претерпел Спаситель на Кресте ради спасения человечества.

Крестная казнь – изобретение бесчеловечной жестокости – пришла в античный мир с Древнего Востока, широко использовалась в Риме, следуя за деспотами-завоевателями везде, где бы римляне не устанавливали свою власть. Уничтожена эта казнь была лишь св. Константином Великим. Иудейский закон не знал этой жестокой и позорной казни. По римским же законам распинали только рабов, которых не считали за людей.

Перенесемся в утро Великой пятницы 7 апреля (14 нисана) 30 г. н.э. По римским законам на оккупированных территориях местные суды не имели права осуждать на смерть и исполнять смертные приговоры, поскольку это было прерогативой римского прокуратора. Поэтому Иисуса Христа доставили в Преторию – укрепленную часть Иерусалима, где находилась временная резиденция прокуратора Понтия Пилата.

Толпа вопила: «Распни, распни его!» Самоустраняясь от принятия решения по делу Иисуса, Понтий Пилат встал с судейского кресла и умыл руки, демонстрируя тем самым, что не настаивает на оправдательном приговоре. Сын Человеческий, измученный, поруганный, покрытый следами нещадного бичевания, как незлобивый Агнец, был уготован идти на заклание – на Голгофу.

Повествование о распятии травмирует душу, но нам необходимо знать формы «рабской казни». Дерево, из которого делали балки креста, называли приносящим несчастье, зловещим (arbor infelix), а «орудие креста» (machinae crucis) имело несколько видов.

Одна из самых древних форм распятия – «крест связанный» (crux comissa), или трехконечный. Он состоял из двух брусьев, причем поперечный брус накладывался сверху на продольный, укрепленный в земле вертикально, так, что вместе они напоминали греческую букву «тау» или латинскую «Т».

«Крест вбитый» (crux imissa) – четырехконечный, устанавливался так, что верхушка продольной балки несколько выдавалась над поперечной. Его основанием также служил прямой столб, но перекладина приделывалась ниже верхней части столба, а над головой распятого, на выступающей верхней части, могла быть установлена «надпись» (titulus). В ряде случаев посередине вертикальной балки приделывался небольшой брус или кол. Отсюда выражения: «сидеть на остром кресте», «воссесть на крест». Каждая часть креста имела свое название: вертикальная часть – «ствол» (stipes), а поперечная – «виселица» (patibulum). Вертикальная часть креста (обработанный ствол дерева) обычно постоянно находилась на месте исполнения приговора. Это была длинная, прочно установленная балка или бревно длиной приблизительно 2,5 метра. К месту распятия жертва несла перекладину (виселицу) на себе. Доска с именем осужденного, реже с добавлением причины смертной казни, укреплялась на вершине вертикального столба одновременно с пригвождением ног.

Сколько же страданий и мук стоит за этим описанием…

Именно на таком кресте – четырехконечном – и был распят наш Спаситель. Об этом свидетельствуют описания святых отцов, перешедшие затем в богослужебные книги. Святой мученик Иустин Философ (род. в 103 г. н.э.), толкуя место из Ветхого Завета, писал про крест Спасителя: «Ибо единое древо есть прямое [вертикальное], коего верхняя [выступающая над перекладиной] часть делается рогом, когда другое древо [патибулума] поперек к нему прилагается: и тогда концы [его] кажутся яко роги, с обеих сторон единому рогу присоединенныя: в середине же утвержденное древо… Люди бо всех языков избодены будучи, сиречь, уязвлены сим таинством [то есть крестом], от суетных идолов и бесов обратились к Богопочтению». Описание св. Иустина Философа соответствует «кресту вбитому», или четырехконечному. Это же подтверждается замечанием евангелиста Матфея: «И поставили над головою Его [Спасителя] надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Матфей говорит о той дощечке (titulus), на которой была обозначена мнимая вина Спасителя. Такая дощечка над головой помещалась на четырехконечном кресте.

Крест – орудие мучительной и позорной казни во времена Христа – с момента распятия Спасителя становится знаком великой жертвы Господа за весь род человеческий.

Какова же судьба обретенного Честного Древа Креста Господня?

Часть Креста Господня и гвозди царица Елена послала своему сыну, Царю Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской церкви с приказанием хранить для грядущих поколений. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

В Риме, в базилике Святого Креста, хранится фрагмент очень старой деревянной доски из древесины грецкого ореха. Сохранилась прорезанная на ее поверхности надпись с удивительным расположением греческих и латинских букв: справа налево и в зеркальном отображении. Предположительно, что эти три параллельные надписи, выполненные на еврейском, греческом и латинском языках, – подлинный titulus с креста Господня.

Но и на русской земле можно найти драгоценнейшие реликвии крестной казни Спасителя человечества. В Успенском соборе Московского Кремля находится новозаветное сокровище – ковчег, в котором хранится Гвоздь Распятия.

Сохранившиеся до наших дней Частицы Креста в этот праздник выносят на середину храма для поклонения верующих. Сопереживая страданиям Спасителя мира, мы словно своей собственной плотью ощущаем ту боль, те муки, через которые произошло по Промыслу Божию освобождение от греха и смерти для каждого из нас...

Екатерина ГРИГОРЬЕВА

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.