СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Преподобные Кирилл и Мария Печать
09.10.2014 08:18

Подходит к концу год, посвященный памяти и особого почитания игумена земли Русской Сергия Радонежского. И будет несправедливо не упомянуть о благоверных родителях преподобного – святых Кирилле и Марии. День их особого поминовения Церковь отмечает 28 сентября.

В четырех верстах от Ростова Великого, где находилась их родная деревня (имя ее потерялось в истории), стоит небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – Варницкий монастырь. Родители Сергия были благородные и знатные бояре. Кирилл состоял на службе у ростовских князей Константина II Борисовича и Константина III Васильевича, не раз сопровождал их в Золотую Орду как приближенное лицо.

Кирилл и Мария оставили о себе память как добрые и богоугодные люди. Они строго соблюдали церковные уставы, любили храм Божий, принимали странников, заботились об убогих и бедных. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра.

По церковным правилам, которые сегодня почти забыты, ожидающие ребенка родители должны вести целомудренный образ жизни, пребывая в воздержании и усиленной молитве. Бог не мог допустить, чтобы младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Преподобный Епифаний Премудрый свидетельствует о чуде, свершившемся до рождения Сергия: «Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды – дело было в воскресенье – мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой Литургии. И стояла с другими женщинами в притворе, а когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, тогда внезапно младенец начал кричать в утробе матери, так что многие ужаснулись от этого крика – преславного чуда, свершившегося с этим младенцем. И вот снова, перед тем как начали петь Херувимскую песнь, то есть «Иже Херувимы…», внезапно младенец начал вторично кричать в утробе, громче, чем в первый раз, так что во всей церкви разнесся голос его, так что и сама мать его в ужасе стояла, и женщины, бывшие там, недоумевали про себя и говорили: «Что же будет с этим младенцем?» Когда же иерей возгласил: «Вонмем. Святая святым!» – младенец снова, в третий раз, громко закричал». Мария и сама испугалась, в смущении заплакала. Женщины стали озираться кругом, искать ребенка, который мог кричать. Мария пыталась скрыться, но выяснилось, что кричал младенец, который находится у нее в утробе.

Святитель Московский Филарет обращает внимание на то, что «в наше время бы свидетели подобного происшествия, вероятно, имели бы немало заботы об изыскании причины, произведшей это необыкновенное явление… Но в то время любили не столько любопытные умствования, сколько благоговейное наблюдение путей Провидения…» Промыслительно то, что ребенок прокричал в церкви, при скоплении народа, ставшего свидетелем произошедшего чуда. Прокричал трижды – во имя Святой Троицы.

С того дня Мария носила ребенка во чреве как бесценное сокровище, как сосуд избранный, и блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждая себя постом, избегая скоромной пищи. И молилась о будущем дитя: «Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого я ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, – да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!» Поступок Марии учит нас не присваивать детей себе, помнить, что они – Божий дар, а долг родителей – воспитывать их в вере, открыть им Бога как Творца всему на земле.

Преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указание Промысла Божия и сообразно с этим повели дело воспитания дитяти. После такого происшествия мать стала особенно внимательна к своему духовному состоянию. Родители находились в крепком сердечном желании и твердой решимости оказаться достойными милости Божией!

Праведная Мария кормила дитя своим молоком. Приученный к посту еще в утробе, младенец не брал сосцы по средам и пятницам. От молока кормилиц ребенок отказывался. Здесь мы извлекаем два урока. Первый в том, что Творец наполняет сосцы матери молоком, которым она должна кормить дитя. Вскормленный «чужим» молоком ребенок не имеет такой привязанности и любви к матери, как вскормленный на родном молоке. А сегодня многие матери отказываются кормить дитя своей грудью, не понимают, что это очень важно. «Да пристыдятся таких матерей безсловесные животные, – рассуждает Димитрий Ростовский, – ни одно из них не доверяет другому питать собственных детей». И второе. Младенец получает с молоком не только питательную пищу, но и будущие склонности и нравы. Если мать благочестива, то и дитя напитывается такими же нравами, а если, например, невоздержанна и гневлива, то и ребенок получит «больные» наклонности. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Бывают матери, которые своих детей отдают кормилицам. Христос не попустил сего. Он питает нас собственным Телом и напояет собственной Кровью».

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители покинули Ростов. Местом нового жительства стал маленький городок Радонеж. К этому времени Кирилл был уже стар и не мог служить. И эту обязанность принял на себя старший сын Стефан. Оба брата избрали супружескую жизнь. Варфоломей же мечтал об иноческой жизни и вскоре стал просить благословения родителей отпустить его, на что родители отвечали: «Чадо! Подожди немного и потерпи нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами... Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». И верный сын остался ухаживать за престарелыми родителями, исполняя заповедь Божию «Чти отца и матерь». Этим поступком Варфоломей, как и многие будущие святые, связавшие свою жизнь с иночеством, учит нас послушанию родителям и почитанию их старости. Без благословения родителей в монастырь не принимают.

Под конец жизни Кирилл и Мария и сами приняли решение принять иночество. В трех верстах от Радонежа находился Покровский Хотьков монастырь, в то время имевший мужское и женское отделения. В нем и провели свои последние дни благоверные родители и супруги Кирилл и Мария. Старший брат Варфоломея – Стефан, овдовев и оставив своих детей младшему брату Петру, также принял монашество в Хотьковском монастыре. Вскоре, в 1337 году, Кирилл и Мария отошли ко Господу. Погребены они в той же Покровской обители. Варфоломей, пробыв в монастыре сорок дней, поминая новопреставленных, отправился на пустынножительство, подражая древним подвижникам. Венцом его аскетического подвига стала новая обитель – Свято-Троицкая лавра.

Существует предание, по которому преподобный Сергий заповедовал «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над гробом их». С тех пор паломники стараются исполнять этот обычай. Сначала идут поклониться на могилку праведных родителей, а затем к их благодатному сыну – Сергию Радонежскому.

Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества. Память преподобных Кирилла и Марии Русская Православная Церковь совершает дважды в году: 11 октября (28 сентября по ст. ст.) и 31 января (18 января по ст.ст.).

Подготовила  Екатерина ГРИГОРЬЕВА

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.