СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

По святым местам Печать
04.09.2014 08:31

У  каждого человека на Руси  был  святой долг ­ хотя бы раз в жизни совершить паломничество к святым местам. И во время великих праздников  или постов сотни  людей отправлялись в благочестивые путешествия. Возвращаясь, паломники привозили с собой Божие благословение и частичку святыни, которая навсегда оставалась в их сердце. Дубненцы тоже любят совершать паломнические поездки ­ и самостоятельно, и группами, которые организуют приходы дубненских храмов. Предлагаем вниманию наших читателей увлекательные рассказы паломников, побывавших этим летом в двух центрах православия, которые находятся неподалёку от нас ­ в городе Кашине Тверской области и в Троице­Сергиевой лавре.

В  разгар  летних каникул, 26 июля, группа паломников,  состоящая из  учеников воскресных школ города и их родителей, выбрала  маршрут, который  привел их  в затерявшийся среди лесов и рек город Кашин Тверской области.

Откуда же взялось такое  название? Самый распространенный ответ человека, ни  разу не побывавшего в этом древнерусском городе: «Там очень любили кашу».  На самом деле название городу дало финно­угорское слово «кашина», которое означает «тростник, растущий по берегам реки». А тростника тут и вправду много. Городские власти не раз пытались очистить речку Кашинку от зарослей, но она снова и снова зарастала травой, камышом и тростником.

Ехали мы сюда не только для того, чтобы полюбоваться видами города, расположившегося в удивительном месте, где речка Кашинка делает петлю в форме сердца,  или чтобы подняться на колокольню Воскресенского собора, превосходящего размерами московский  храм Христа Спасителя. Нашей главной целью был Вознесенский собор, в котором покоятся мощи святой Анны Кашинской (ок. 1280-­1368). И жизнь, и прославление, и обретение мощей этой святой не могут оставить равнодушным каждого христианина.

Княгиня Анна жила в трудные для Руси времена татаро­-монгольского ига и свою чашу горестей и бед испила до дна. Ее муж,  тверской князь Михаил, старшие сыновья Дмитрий и Александр  и внук Федор  были убиты в Золотой Орде. Ее единственная дочь умерла еще в младенчестве. В живых остался лишь ее любимый младший сын Василий, который стал княжить в Кашине, куда и пригласил приехать свою мать, в то время уже  принявшую  монашеский постриг. В конце жизни Анна дала обет молчания и разговаривала лишь со своим сыном Василием.

Каждый из нас ехал к ней со своим прошением и молитвой о  близких.

Посетила наша группа и еще одно очень  благодатное  место ­ Николаевский Клобуков монастырь. Когда­то он величественно возвышался на речном берегу, в советское время был разрушен, и сейчас монастырь восстанавливается. Монастырь поразил нас своим  большим и  очень ценным с духовной точки зрения  собранием икон.  Мы поклонились иконе  святителя Николая  Можайского, в честь которого назван первый храм в обители, и очень редкой иконе Божией Матери «Трёх  радостей», написанной в рубенсовском стиле, и древнему списку Тихвинской иконы Богородицы.

Об этой последней иконе следует сказать несколько слов. Эта икона была пожертвована монастырю одной прихожанкой. Икона была  тёмного цвета и  было не понятно, что это вообще за образ. Но  женщина настаивала, чтобы образ был принят в монастырь, объясняя  свою настойчивость бывшим ей видением. Через некоторое время, прямо во время богослужения, на тёмной поверхности проступили яркие краски ­ ровно до середины образа. Все присутствовавшие были изумлены: и плакали, и благодарили Бога, а отец Виталий, служащий священник, вышел на улицу, созывая всех  шедших мимо  людей посмотреть на произошедшее чудо. Постепенно икона обновилась полностью. Сейчас она блистает своей красотой  ­ как будто  только что вышла из­под кисти иконописца.

Также  к святыням монастыря  относятся:  рака, в которой при второй канонизации в 1909 году находились мощи святой благоверной великой княгини­инокини Анны Кашинской, икона с частицей ее мощей; ковчег с частицей мощей преподобного Макария Калязинского и ковчеги с мощами святых угодников Божиих; келья Макария Калязинского  и много других святынь,  которых просто невозможно перечислить, но можно почтить и приложиться к ним.

После духовной составляющей  части нашего маршрута нам предстояли  развлечения ­ ведь всё­таки каникулы! Мы посетили Музей каши, где прошла весёлая анимационная программа с участием    детей и  музыкальным сопровождением  под  русские  народные инструменты. Мы все повеселились и поиграли, а затем отведали перловой каши, сваренной по старинному русскому рецепту.  Двухчасовое пребывание в музее закончилось мастер­классом по росписи пряника. Расписывали не красками, а глазурью, и, соответственно, все наши пряники мы смогли вполне благополучно отведать.

Ну, а последняя  наша экскурсия была в Кашинский санаторий, где  есть несколько скважин минеральной воды ­ для питья и для полоскания горла.

Уезжая из Кашина, мы увозили в своём  сердце его тихое очарование, теплоту души  его жителей и приятные воспоминания  обо  всех экскурсиях под сопровождением гида  Татьяны Михайловны Ивлевой.  Мы надеемся еще раз вернуться в полюбившийся город Кашин.  Теперь уже для того, чтобы поблагодарить святую Анну за  помощь в наших прошениях. А также  хотим посетить соседний город Калязин, познакомиться с ним и почтить св. Макария  Калязинского, мощи которого почивают в Вознесенском соборе города.

Светлана Борисова, Ольга Ширинова

К преподобному Сергию Радонежскому: Свято­Троицкая лавра и водопад Гремячий ключ

В текущем  году мы отмечаем памятную дату: 700­-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Торжественные мероприятия в его честь прошли по всей  стране. И главным центром празднования, конечно же, стал монастырь, основанный святым Сергием, ­ Свято­Троицкая лавра. Не могли и мы оставить эту дату без внимания.

В день Илии Пророка, 2 августа, после которого, по народному преданию, заканчивается сезон летнего купания, мы отправились из Дубны в паломничество в Свято­Троицкий монастырь, а затем на знаменитый источник, бьющий по молитвам преподобного, ­ водопад Гремячий ключ.

Лавра, сколько раз не бываешь здесь, вновь и вновь поражает своей красотой и силой благодатного духа. Святые угодники Божии, исполнив Евангельские заповеди, стяжавшие многие дары Святого Духа, словно драгоценные сосуды, обильно наполнены Его благодатными дарами. Они, по слову апостола Павла, прославили Бога не только в душах своих, но и в телах. И теперь их тела, как храмы Божии, словно пропитанные благоуханием Духа Святого, сами становятся источником благодатной помощи всем, с верой и любовью приходящим к ним и просящим у Бога помощи по молитвам Святых Своих. Так и древняя обитель Сергиева хранит не только главное сокровище Руси ­ честные мощи Игумена земли Русской, но и множество иных духовных драгоценностей ­ мощи святых угодников Божиих. У северной стены церкви Сошествия Святаго Духа, под спудом, покоятся мощи преподобного Максима Грека. В Успенском соборе находятся мощи двух святых московских митрополитов прошлого века ­ святителя Филарета (Дроздова) и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова). А в правом приделе Троицкого собора находятся сокровищница Серапионовой палаты, в которой хранятся основные христианские реликвии, и Никоновский придел.

На месте Серапионовой палаты когда­-то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. Здесь  множество сияющих надгробий, рак, мощевиков святых: десница первомученика святого Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-­Сергиевой лавры архиепископа Новгородского Серапиона, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость святого великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии­Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-­мощевик преподобного Сергия… Их очень много, есть даже мощи Вифлеемского младенца…

Приложившись к мощам со своими прошениями о милости Божией в духовных и житейских трудностях и исцелении болезней, мы взяли благословение у преподобного Сергия на посещение источника Гремячий ключ, на который наша группа ехала первый раз.

Водопад Гремячий ключ находится на правом берегу р. Вондиги в 500 м от дер. Взгляднево Сергиево-­Посадского района и имеет непосредственную духовную связь с основателем Троице­-Сергиевой лавры ­ преподобным Сергием.

Гремячий ключ ­ красивейшее место, обрамленное деревянным ансамблем зданий: храмом преподобного Сергия Радонежского, выстроенном в стиле русского северного зодчества, святыми воротами на водопад, часовней, колокольней, резными домиками, соединенными мостиками, и беседками,  где можно выпить горячий чай после купания, а также трапезной. У подножия холма разбит сад.

Каждый ключ течет по деревянному желобу в резной домик, напоминающий душевую кабинку, так что под струю можно встать в полный рост. Есть и традиционная для паломнических источников купель, в которой можно три раза окунуться с головой ­ во имя Отца, Сына и Святого Духа. Струйки, стекающие с холма, обрамляют подножие ручейками, в которых плещутся дети, а взрослые, те, кто не решается окунуться в источнике, тоже стараются «помочить ножки».

Попасть на Гремячий ключ не так­то просто. Дорога, сворачивающая с шоссе и пролегающая через поля, ­ холмистая, а главное, суглинистая. Суглинок в межсезонье и «мокрую» погоду превращается в жижу, а затем «разбивает» дорогу в колдобины. Поэтому проехать сюда можно только в жаркую летнюю погоду, когда сухо, и то только на хорошем внедорожнике или на «газели» (как приехала наша дубненская паломническая группа). Тем не менее, машины едут вереницей в обе стороны, стоянки все «забиты», а число паломников и не счесть. Семьями, с детьми едут сюда желающие окунуться и получить исцеление от разных душевных и телесных болезней. Люди набирают воду в скромные бутылочки и огромнейшие канистры. Отсюда можно сделать вывод, что многие приезжают издалека.

Привлекает и приветливая обстановка этого места. У источника всех объединило соборное желание ­ окунуться, умыться, попить святой водички, а после ­ и общее чувство счастья и восторга! Ручьи журчат, люди плещутся, солнышко согревает купальщиков, перебегающих от одного домика с ключом к другому, а кого ­ к купели под открытым небом!

И чувствуется незримое присутствие самого преподобного Сергия, помогающего по молитвам преодолеть страх и войти в воду, которая и зимой, и летом одной температуры: 4 ­6°С. Добрый Сергий «подогревает» водичку, и она кажется намного теплее, чем есть на самом деле!

Приезжайте и убедитесь сами, как замечательно в этих местах! А по дороге обязательно нужно заехать в Троице-­Сергиеву лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия, взять у него благословение на купание в источнике Гремячий ключ, как это сделали мы. Тогда и дорога сложится благополучно, и водичка будет «подогрета»!

Екатерина Григорьева

Желающие принять участие в паломнических поездках на экскурсионных автобусах или небольшими группами могут обратиться к дежурным за прилавком в храмах Рождества Иоанна Предтечи, Похвалы Богородицы в Ратмино. Следите за объявлениями!

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.