СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

День рождения Церкви: Пятидесятница, День Святой Троицы Печать
26.06.2014 08:22

В воскресенье 8 июня во всех православных  храмах отмечался праздник Пятидесятницы. Этот праздник имеет ветхозаветное происхождение, он был установлен в память о даровании израильскому народу десяти заповедей на горе Синай. Божественным промыслом в этот же день две тысячи лет назад совершилась другая Пятидесятница – Сошествие Святого Духа на апостолов и учеников Христа.  Именно с этого момента они, приняв божественную благодать, получили все необходимые дары, чтобы создать на земле святую Церковь. Поэтому Пятидесятницу называют днем рождения христианской Церкви.

В день Сошествия Святого Духа проявилось действие третьего Лица Святой Троицы, как освящающей силы. Явление Святого Духа, исшедшего от Отца и посланного Богом Сыном, явило миру познание тайны Святой Троицы, единосущной, нераздельной и неслиянной. Поэтому с XIV в. в этот день стали праздновать не только сошествие Святого Духа, но и Святую Троицу. День Пятидесятницы стали именовать днем Святой Троицы, а Сошествие Святого Духа стали отмечать на следующий день – понедельник.

В первый день Пятидесятницы на Богослужении выносится для поклонения икона Святой  Троицы. Икона же Сошествия Святого Духа на апостолов выносится на второй день праздника, в понедельник, который носит название Духова дня. Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы.

Икона Святой Троицы изображает библейское событие – явление трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского. Как указание на принадлежность их горнему миру, они изображаются в виде трех крылатых ангелов. Святая Троица могла изображаться с прислуживающими им Авраамом и Саррой или без них, как на знаменитой иконе преподобного Андрея Рублева. На переднем плане часто помещался слуга, закалывающий тельца для трапезы. Это историческая сцена символически раскрывает единство и троичность Божества. Три Ангела обозначают три Лица Единой Неразделимой Троицы. Почти одинаковые лики и фигуры Ангелов подчеркивают единство их природы.

На иконе Сошествия Святого Духа изображается сцена, описанная святым евангелистом Лукой в книге Деяний апостольских. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4). На иконе изображаются апостолы, сидящие полукругом, с книгами и свитками в руках. Из сегмента круга, символизирующего небо, на них нисходят  лучи, или огненные языки, в знак крещения их Духом Святым и огнем, по пророчеству Иоанна Предтечи (Мф. 3:11), и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются непосредственно над головами апостолов.

Предание говорит, что Дух Святой сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними «единодушно вкупе». Поэтому на иконе бывают изображены апостолы и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел, евангелист Лука, евангелист Марк, а также Богородица. Внизу, в центре иконы изображен затемненный арочный вход. На ранних византийских иконах в этом проеме писали толпу, изображающую народы, которые предстояло просветить. Позже толпу заменила символическая фигура старца в короне, держащего в руках белый плат с двенадцатью свитками. На некоторых иконах он подписан как «космос» (мир, вселенная). Таким образом, икона Сошествия Святого Духа кратко и емко выражает важнейшую идею о том, что Бог воплотился, пострадал, воскрес и устроил Церковь не для отдельно взятого племени или народа, а ради спасения всей вселенной.

Екатерина МИНЕЕВА

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.