На вопросы отвечает отец Александр Любимов Печать
25.11.2010 10:03

О гражданском браке, об алкоголизме

О гражданском браке

Я разведена с мужем. В течение пяти лет живу с мужчиной гражданским браком, мои дети его очень любят, в семье царит взаимопонимание и доброта. Недавно я случайно узнала, что мой гражданский муж состоит в официальном браке. Для меня это не было важно, главное, что мы любим друг друга. А штамп в паспорте не сохранил еще ни одну семью. В том, что я живу гражданским браком, я на предыдущей исповеди исповедалась. Вот что для меня важно: когда на исповеди мы говорим о грехах своих, то тем самым мы как бы обязуемся так больше не делать или хотя бы стараться быть лучше, а в этой ситуации я не могу ничего изменить.

Сколько бы мы ни говорили слов о том, что печать в паспорте ничего не значит, нежелание официально вступать в брак может означать только одно: отсутствие реального намерения действительно связать свою жизнь с этим человеком. Именно поэтому гораздо удобнее не обременять себя лишними «штампами». Также и имущество не надо будет делить, и родственники, особенно дети, не будут по этому поводу беспокоиться. Поэтому, с точки зрения неверующего мира, логика в ваших рассуждениях о штампе в паспорте, действительно, есть. И вы сами, и человек, с которым вы сейчас живете, поступаете по-своему разумно, не создавая себе ненужных проблем.

В браке же психология отношений меняется. Причем меняется так, что у неверующих людей «штамп», действительно, может плохо повлиять на их жизнь. Например, по своей естественной психологии женщина нередко бывает склонна, осознанно или нет, после вступления в брак считать свою главную задачу выполненной. Если раньше у нее была цель выйти замуж, поэтому она пыталась понравиться будущему мужу, то теперь она успокаивается, начинает жить своими интересами. Нередко при этом оказывается, что муж и семья только мешают жить так, как хочется. Поэтому вместо стремления к любви начинается борьба эгоизмов, и брак перестает приносить радость, а иногда и разрушается. Бывает, что эгоизм наш выражается и в простом нечувствии. Человек живет, как ему удобней, видит, что внешне вроде бы все нормально, и мужем особенно интересоваться перестает.

В незаконном же сожительстве женщина остается вынужденной постоянно подтверждать свою необходимость. Нечто подобное может относиться и к мужу, для которого тоже интерес к жене нередко совсем пропадает, как только он на ней женился. Поэтому иногда люди не хотят оформлять отношения, имея уже горький опыт или интуитивно предчувствуя, что штамп в паспорте на их взаимоотношения может повлиять очень плохо. Им гораздо удобнее жить без этого «штампа», и надо признать, что отношения при этом иногда бывают гораздо более легкие и мирные, чем в браке. Однако это касается лишь неверующих людей. Конечно, вся эта легкость и удобство ни к чему благому их не приводят, и человек в конечном итоге не находит ни настоящего счастья, ни любви. Правда, иногда кроме самых примитивных «удобств» он ничего и не ищет, и остается доволен тем, что имеет. Однако другие люди обрекают себя на глубокое разочарование и крах всех надежд.

 

Для верующего же человека брак означает нечто неизмеримо большее, чем простое сожительство. Он является основанием и смыслом всей его жизни, и ведет к истинной любви и счастью. Конечно, в браке приходится многое терпеть, трудиться, и даже жертвовать собой. Но настоящая любовь всегда жертвенная. Понизить свои требования к жизни до простого эгоизма и ни к чему не обязывающих отношений для верующего человека просто невозможно. Ибо жизнь в грехе не приносит душе ничего. Однако это становится понятно только тогда, когда во главу угла ставится вера, которая приносит человеку новые жизненные ценности. Здесь мы имеем дело с тем духовным мечем, о котором говорит в Евангелии Христос (Матф.10:34). Он разделяет веру и неверие, причем так, что смешать их становится никак невозможно. Закон Божий, который лежит в основании христианского брака, как и всякий духовный закон, встает в противоречие с человеческими страстями и эгоизмом. Для людей, не имеющих веры, он непонятен, и даже является фактором, мешающим жить так, как они хотят. Поэтому выбор, который стоит перед каждым человеком, и в частности перед вами, на самом деле происходит не между оформлением или не оформлением брака, а между верой и неверием. Как для неверующих людей брак остается ничего не значащей, и даже вредной печатью в паспорте, – так для верующих он становится Божественным установлением, которое ведет к настоящей любви и счастью.

Поэтому и ваше незаконное сожительство вступило в противоречие со стремлением к Богу и Церкви. Вы и сами видите эту проблему. Но решать ее пока вы, очевидно, не готовы, и пытаетесь лишь примирить незаконное сожительство с участием в святых таинствах Церкви. Однако Закон Божий изменить нельзя, совместить с ним незаконное сожительство невозможно тоже.

 

Об алкоголизме

Вот какая беда у меня... Близкий человек страдает алкоголизмом, подскажите, пожалуйста, есть ли специальные молитвы на этот случай... И святые места...

Пьянство не есть самостоятельное зло, и тем более, как еще иногда говорят, причина всех зол. Наоборот, оно всегда оказывается лишь следствие зла, в котором живет человек. В основании этой проблемы лежит безверие или неправильное понимание веры, а так же связанная с этим внутренняя неустроенность, отсутствие смысла жизни, одиночество, уныние и прочее. Если не выйти из этого зла, борьба с пьянством не принесет ничего благого.

Путь веры – это определенный внутренний труд, без которого невозможно понять учение Церкви, разобраться в своей жизни и что-то в ней исправить. Однако когда мы действительно ищем спасение, может явиться благодатная помощь и через святые мощи угодников Божиих, и через икону, освященную молитвой многих поколений христиан. Но изначально надо искать не специальные молитвы, святые места или чудотворные иконы, а веру в Бога. Тогда любой православный храм станет для вас святым местом, и любая икона – чудотворной.

Специальных молитв, действующих автоматически, не существует. Мы читаем молитвы из молитвослова или богослужебных книг по той причине, что сами молиться не умеем. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим.8:26). Когда мы со вниманием сердечным и благоговением читаем святые молитвы, которые хранит для нас Церковь, Дух, Который живет в них, дает силу и нашей молитве. Но от нас требуется именно вера, покаяние в своих грехах, и исправление жизни. Тогда и молитвы наши оживут перед Господом.