СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Святотатство в Богоявленском храме с. Глебово Печать
24.10.2012 10:14

Богоявленский храм с. Глебово пользуется известностью и любовью многих дубненцев и жителей Талдомского района.

Величественный пятикупольный храм производит впечатление одновременно и силы, и изящества. Храм построен на средства местных жителей и освящен в 1873 году.  Создающий ощущение непоколебимости граненый свод четверика завершен легкими, тянущимися к небу барабанами с куполами-луковками. Поражает воображение и колокольня 1876 года постройки.  Увенчанная большим куполом, похожим на богатырский шлем, высится она среди окрестных полей, словно сказочный витязь в дозоре. Храм этот – одна из очень немногих церквей, не закрывавшихся в годы советской власти, безбожного лихолетья. Под этими сводами вот уже более ста лет не смолкает славословие Богу, не прекращается богослужение и принесение Бескровной Жертвы на Божественной литургии.  
Благодаря тому, что храм не был разорен, в нем сохранилось нетронутым внутреннее убранство XIX века: высокий четырехъярусный иконостас, резной, с покрытым позолотой причудливым сплетением растительных орнаментов, такие же резные киоты, хоругви, большое паникадило.
Главным же богатством глебовского храма, как и всякого православного храма, являются иконы. Иконы, с большой любовью и благоговением созданные безвестными иконописцами полтораста лет назад, иконы, перед которыми молились поколения и поколения жителей этих мест. Крестьяне и помещики, купцы и мастеровые, и стар и млад взирали на эти лики Спасителя, Его Пречистой Матери, Его святых угодников и возносили перед ними свои горячие мольбы, плакали перед ними в скорби, благодарили в радости.
И вот на эти сокровища и покусились люди, ослепленные страстью наживы, эти сокровища духовные стали воровской добычей...
Официальная хроника этого печального события такова. «В ночь со 2-го на 3-е октября 2012 года неизвестные лица незаконно проникли в алтарь Богоявленского храма с. Глебово Талдомского района. Похитители, перекусив стальные решетки, украли восемь икон XIX – начала XX века. По факту хищения икон настоятелем храма совместно с Управлением МВД России по Талдомскому району были проведены различные оперативные мероприятия. С целью предупреждения вывоза икон за границу информация о розыске икон поставлена на центральный учет в НЦБ Интерпола. Ориентировки о розыске икон разосланы по всем субъектам Федерации».

Наш корреспондент встретился с настоятелем храма священником Дионисием Маховым.
Отец Дионисий, какой бывает судьба украденных икон?
Старинные иконы стараются продать за границу  –  подороже. Но это сложно: есть каталоги, базы данных, таможня. И много краденых икон оседает в антикварных магазинах, у частных перекупщиков. Покупая старинные иконы в антикварной лавке, каждый должен отдавать себе отчет, что, возможно, он покупает ворованные иконы. Если же ты покупаешь краденые иконы, зная об этом, –  ты соучастник преступников в их беззаконном и мерзком деле. Также и работники антикварных магазинов должны внимательнее относиться к тем, кто приносит им на скупку иконы.
Похищение церковных вещей, икон – преступление не только против собственности храма,  но и большой грех, преступление против Бога. Что влечет за собой такое деяние в плане уголовном и в плане духовном?
Иконы,  украденные из нашего храма,  относятся к концу XIX –  началу XX в. Конечно, это не ценности порядка икон Андрея Рублева, но цену свою материальную они, разумеется, имеют. Люди знали, на что шли. За эту кражу им дадут, я думаю, не меньше  шести лет.
А в плане духовном скажу так. Не так давно была совершена кража икон из Преображенского храма в Спас-Угле. Прошло время. Один из воров повесился, второго убили, третьего поймали. Я таких людей называю смертниками. Те, кто на святотатство посягает,  не жильцы, просто не жильцы. Одно дело, если ты украл деньги или еще что-то, а совсем другое –  если  украл святыню, с которой люди связали свою душу, свое сердце. Мне таких людей жаль. Ну а те, кто заказывает кражи икон, совершают грех больший, чем тот, кто непосредственно забирается в храм и берет икону. Воры  –  они как собачки: дал команду  –  собака выполняет. А больше виноват хозяин, тот, кто эту команду дал.
Но важно помнить, что на всякий грех есть покаяние. Господь простит грех, если святотатец покается. Если же человек не имеет нужды в покаянии, Господь может наказать его при жизни  –  ничего так просто не бывает...

Не было ли здесь попытки осквернения храма?
Нет, никаких следов ритуальных или следов осквернения не было. Это просто обычная кража ради денег. Ничего не тронули, надписей никаких не оставили. Просто взяли иконы, чтобы их продать, безо всякой иной подоплеки.
Отче, есть ли надежда на возвращение икон, ведь так много дел о кражах так и остаются нераскрытыми.
Надежда есть всегда!  Из икон, украденных недавно в Спас-Угле, часть была найдена и возвращена, но часть икон уже успели продать. Все в руках Божиих. Господь все видит,  и если он попускает подобное, значит, это для чего-то нужно. Поэтому если храму действительно эти иконы нужны, если они дороги нам по-настоящему, они вернутся.
Батюшка, как правильно с духовной точки зрения оценивать такие несчастья, как нужно воспринимать их?
Вспомним, сколько было храмов в России в начале XX века и сколько их осталось всего через 50 лет. Почему это произошло? Народ массово отошел от Бога, от Его Церкви. И эти многочисленные, полные благолепия храмы либо пустовали, либо люди просто соблюдали некий обряд, но их сердце и их жизнь не были наполнены живой верой. Потому Господь и попустил разрушить столько храмов –  ходить-то в них было некому. Поэтому и понадобилась эта великая скорбь, чтобы Россия и Церковь были очищены. Скорбь очищает нас. Когда у нас все хорошо и замечательно, Бог нам и не нужен бывает. А когда у нас что-нибудь заболит и никто нам помочь не может – вот тогда мы и бежим в церковь,  к Богу.
Я считаю, что это несчастье есть, несомненно, испытание от Господа. Очень часто беда, какое-то горе сплачивает людей. Например, Великая Отечественная война. Ведь так много людей обратились тогда к Богу, и по окончании войны большое число солдат и офицеров потянулись к Церкви, увеличился поток поступающих в духовную семинарию. Это объединило людей. Так и это испытание нам дано для того, чтобы мы еще больше объединились. Это нужно пережить, пережить духовно, в молитве.
А еще этот урок нам дан, чтобы мы были более предусмотрительны. Ведь это не городской храм, в который помощь подоспеет быстрее. Конечно, у нас были приняты меры против возможных краж: и сигнализация, и еще кое-что  –  не буду всего перечислять. Теперь эти меры мы усилим, будет охрана, сторож.
Мы очень благодарны полиции и надеемся на ее оперативную работу. Но главная наша надежда – на помощь Божию. Мы молимся сами и просим молитв у всех, кому дорог наш храм и кто сопереживает нам сейчас: давайте вместе помолимся Господу, чтобы наши иконы вернулись к нам.

Олег Мартынов-Скавронский

Мы просим всех, кто располагает информацией о совершении данного преступления или о попытках сбыта краденых икон, позвонить по телефонам: 8-49620 (код) 6-12-50 (ОУР), 6-33-28 (телефон доверия) или 02

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.