СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Печать
08.10.2012 11:59

«Как Бог сотворил солнце, не на одном месте поставил его сиять; в своем движении оно всю Вселенную лучами освещает,  -  так и этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте чудеса и дары исцеления источает, но, обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет».

Так начинается старинное Сказание о чудесах Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, сретение которой в Москве Русская православная церковь празднует 8 сентября (26 августа по старому стилю.)
Предание приписывает создание этой иконы святому апостолу и евангелисту Луке. Но, как замечает в книге «Богословие иконы Православной церкви» Л.А. Успенский, «в настоящее время в Русской церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке. Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то евангелистом».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. Сказание повествует, что «когда князь Андрей захотел княжить в Ростовской земле, то начал расспрашивать об иконах. Рассказали ему об иконе в Вышеграде в женском монастыре Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая трижды сходила с места. И других чудес было множество... Услышав об этом, князь рад был... и тогда взял икону и поехал в Ростовскую землю, взял и причт с собою. На время пути прихватил с собой проводника и приехал к реке Вазузе и, увидев, что она полноводна, приказал послать человека искать броду в реке. Когда тот въехал на коне в реку, то погрузился на дно. Князь же начал молиться иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: «Виноват буду в смерти его, Госпожа, если ты не спасешь!» Горячо взмолился он, и случилось так, что тотчас появился посреди реки этот человек на коне с палкой в руке и выбрался на берег. Князь же, увидев его, обрадовался. И это было первое чудо Пресвятой Богородицы»
По замечанию академика Д.С. Лихачева, Владимирская икона занимала настолько важное место в жизни Владимиро-Суздальского княжества, что летопись того времени «строил сь акак цепь чудес Богоматери».
Новый период в истории Владимирской иконы связан с Москвой, ставшей в конце XIV в. преемницей Владимира. В 1395 г. из монгольской Орды на Русь двинулся Темир-Аксак (Тамерлан). Великий князь Василий I Димитриевич, не надеясь на военные силы, истощенные Куликовской битвой в 1380 г. и нашествием Тохтамыша в 1382 г., послал во Владимир за Владимирской иконой, и 26 августа по строму стилю (8 сентября по новому), в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Темир-Аксак повернул свои войска и ушел в степи. (Православная энциклопедия, том  IX).
По  оценкам специалистов, время написание иконы  -  XII век. Первоначальный размер иконы составляет 78 x 55 см. Икона написана на двух досках неравной ширины. Икона многократно поновлялась, что неизбежно вело к изменению первоначального образа. Икона эта двусторонняя: на лицевой стороне   образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых.
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому канону «Гликофилуса» (греч. «Сладкое лобзание»), в котором Предвечный Младенец припал щекой к щеке Матери. «Сладкое лобзание» Христом Богоматери понимается в богословии иконописи как высшее проявление Его любви к людям и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества. Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески — «Елеуса»). Отличительная особенность Владимирской иконы  Богоматери— левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.
Приведем интересный и содержательный рассказ о Владимирской иконе замечательного отечественного историка и искусствоведа, автора книги «Богословие иконы» Ирины Языковой.
«Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Владимирская икона Божьей Матери сопровождала Россию на всех этапах ее истории.  Из Киева икону перенес в новую столицу - Владимир - князь Андрей Боголюбский. С возвышением Москвы в конце XIV века святыня перемещается в новый духовный и политический центр. Московский Успенский собор с тех пор называют Домом Богородицы, но за самой иконой закрепляется наименование «Владимирская». Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка...
В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой: в этот год подступает к Москве Казы-Гирей.  Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню - «лучше нам умереть, нежели предать на поругание Пречистыя Богородицы образ Владимирския».
В XVII веке царский иконописец Симон Ушаков пишет икону «Богоматерь - древо Государства Российского». В центре иконы образ Владимирской как прекрасный цветок на древе, которое поливают митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого и вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады». Таким образом, Симон Ушаков увековечил и прославил главную святыню русской земли - Владимирскую икону Богоматери. Ни одна другая икона такой чести не удостаивалась»(И.К . Языкова. Образ Богородицы в русской иконографии.).
В заключение следует упомянуть о том, что чудотворная Владимирская икона была свидетельницей последних дней Русской православной монархии. «Во время Первой мировой войны Владимирский чудотворный образ Пресвятой Богородицы был привезен в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. по желанию императрицы Александры Феодоровны. Около дворца был отслужен молебен  в присутствии вышедшего на встречу Св. иконе государя с наследником и чинов его штаба, которые затем провожали икону до храма. Св. икона оставалась в штабной церкви до апреля 1917 года, когда ввиду всё сгущавшихся событий на фронте и в Ставке она, по приказанию ген. Алексеева, была возвращена на свое место в Московский Успенский собор». (Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота).
Упомянем и еще об одном знаменательном событии. Согласно благочестивому преданию, чудотворную Владимирскую икону по распоряжению Иосифа Сталина возили на самолете над линией фронта в 1943 г.   События на фронтах в это время, по молитвам Пресвятой Богородицы,  переломили ход страшной войны.
Святая чудотворная икона Богородицы Владимирская с сентября 1999 года находится в Москве в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной третьяковской галерее.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.