СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Хлебный Печать
23.08.2012 06:55

….В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают»...

На август месяц приходятся три церковных праздника с «вкусными» народными именами: Медовый Спас, Яблочный Спас и Хлебный Спас. Их иногда объединяют общим названием – «Спасовки». Слово Спас в их названиях указывает, что все три праздника так или иначе посвящены Спасителю, Господу Иисусу Христу. И действительно, Медовым или Мокрым Спасом в народе зовется праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который отмечается 14 августа (1-го по старому стилю). Яблочным Спасом, как известно, именуется Преображение Господне – один из 12-ти великих праздников Православной Церкви, отмечаемый 19 августа (6 по ст. ст.). А Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Холщовый, – это православный праздник в память перенесения в 944 году из города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (16 по ст. ст.).
14 августа: Изнесение честных древ Креста Господня, Медовый Спас.
В этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
На Руси этот праздник совпал с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды.
Вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому-то этот праздник и называется в народе Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.  
«Спасом на воде» Медовый Спас именован в честь водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы...
Иногда Медовый Спас еще называют Маковеем или Маковым. Русский народ по своему соединил имена иудейских мучеников Маккавеев, память которых празднуется в этот день, с сезонными работами. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что в Маковей готовили в этот день всяческие кушания с маком: мак, растертый с медом, маканцы и мачники – постные пироги, пряники, рулеты…
19 августа: Преображение Господне, Яблочный Спас.
О празднике Преображения Господня и о том, как он проходил в храмах Дубненско-Талдомского благочиния вы прочтете в следующей статье на развороте этого выпуска «Православной Встречи». А здесь мы расскажем, почему этот Второй Спас – Яблочный.
Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является, кстати сказать, одним из образов Христа, Который говорил ученикам: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:15). У нас в России виноград почти не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды нового урожая разрешается употреблять в пищу только после освящения, которое проводится в конце праздничной литургии. Заповедуя приносить на благословение плоды и колосья, Церковь учит нас, что все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление пищи должно быть призываемо Его благословение.
29 августа: память перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, Хлебный Спас.
Предание Церкви свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он много лет был болен проказой и получил исцеление, взглянув на изображение лика Господа Иисуса Христа, чудесным образом возникшее на холщовом полотенце. Это полотенце (по славянски – убрус) Авгарь получил от самого Спасителя, Которого он с верой просил об исцелении, послав в далекую Палестину своего слугу. Сам этот плат – Нерукотворный образ Спасителя, был широко известен и благоговейно почитался по всему православному востоку. До 944 года святыня находилась в  Эдессе (ныне городк Шанлыурфа в Турции), а затем Нерукотворный образ был перенесен в столицу Византии Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. В память этого события и был установлен праздник.
А в народном календаре этот день имеет много названий. «Хлебный Спас» – заканчивается уборка хлеба, в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожая зерна, а освященный в церкви хлеб становится главным блюдом на праздничном столе. «Орешный» или «Ореховый Спас» – к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и начинается их сбор  в лесах.  «Спас на полотне», «Холщовый Спас» – в честь того полотенца, на котором возник Нерукотворный образ Спасителя.
Стоит отметить, что в отличие от Медового и Яблочного, в русских селах Хлебный Спас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гуляньями: шли к завершению летние полевые работы, и нужно было успеть до наступления осенних дождей.
Почему же православные праздники в народе были так тесно связаны с хозяйственной деятельностью, с ритмом крестьянской жизни и труда, что церковные названия их известны даже меньше, чем  народные?
Часто можно встретить объяснение, что эти праздники первоначально имели народное или даже языческое происхождение, а с церковными они или просто совпали по времени, или церковь постаралась использовать их календарную близость и наполнить народные праздники своим содержанием. Однако такой упрощенный подход не верен.
Известный историк Василий Осипович Ключевский в своем многотомном «Курсе русской истории» объясняет, что русский крестьянин, с трудом добывавший хлеб насущный в нашем суровом климате, окруженной неприветливой природой, имел жизненно-важную необходимость очень внимательно наблюдать за природными явлениями и тщательно планировать свою жизнь и деятельность. И важнейшим подспорьем здесь служит календарь. Каждый день календаря церковного имел у крестьянина те или иные приметы – наблюдая над природой, он примечал влияние ее явлений на ведение хозяйства. «Церковь научила великоросса наблюдать и считать время. Святые и праздники были его путеводителями в этом наблюдении и изучении. Он и наблюдает окружающее, и размышляет о себе, и все свои наблюдения старается привязать к святцам, к именам святых и к праздникам. Церковный календарь – это памятная книжка его наблюдений над природой и вместе дневник его дум над своим хозяйственным житьем-бытьем. Так со святцами в руках великоросс прошел, наблюдая и изучая, весь годовой круговорот своей жизни».
В заключение приведем замечательный образец народного объяснения смысла этих праздников, символического и поэтического их переживания. В романе «Лето Господне» известного русского писателя Ивана Шмелева старый плотник Горкин так рассказывает мальчику Ване: «А сколько, скажут, у нас Спасов? Три Спаса. Первый Спас – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается...  уж пошабашила. Второй Спас – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной – для розговин...»

Олег М. Мартынов-Скавронский




 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.