СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Мариино стояние Печать
28.03.2012 11:26

В среду вечером, на пятой седмице Великого поста, совершается Стояние Марии Египетской, на котором полностью читается Великой покаянный канон святителя Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Этим стоянием мы, вспоминая подвиг преподобной, хотя самую малость приобщаемся к ее покаянным трудам.

Великой покаянный канон святителя Андрея читается по частям в первые четыре дня Великого поста. Чтение же Великого канона во второй половине поста, когда до Пасхи остается чуть больше двух недель, вдохновляет постящихся на усиленную борьбу со страстями, помогает не сдаваться, не изнемогать в духовном делании.

Святитель Андрей Критский родился в Дамаске в 660 г., получил хорошее образование, проводил подвижническую жизнь. В качестве архидиакона он служил в храме св. Софии в Константинополе, и там же был рукоположен во епископа г. Гортины на о. Крит. Святитель Андрей скончался в 726 году, память его 17 июля (4 июля по ст.ст). В церковных святцах упоминается и другой святой, также Андрей Критский, преподобномученик с о. Крит.

Не случайным является в Великом каноне молитвенное обращение к преподобной Марии Египетской. Иерусалимским патриархом Софронием, секретарем которого был святитель Андрей, было написано  житие преподобной Марии Египетской, наряду с прочими житиями выдающихся подвижников. Ее житие – наглядный пример того, как низко может пасть человек, и как высоко через покаяние и угождение Богу он может подняться. Житие преподобной Марии – это своего рода иллюстрация к Великому покаянному канону.

Преподобная Мария называется Египетской потому, что жила в середине V– начале VI столетия в Александрии – культурной столице Египта и всего Средиземноморья, в богатом портовом городе с миллионным населением. Начало ее жизни не предвещало ничего хорошего. Она была, как бы сейчас сказали, трудным подростком и попала в плохую компанию. Марии едва исполнилось двенадцать лет, когда она ушла из родительского дома и пустилась, как говорится, во все тяжкие, увлекаемая соблазнами большого города.

В один прекрасный день, когда Марии исполнилось 17 лет, по стечению обстоятельств, а точнее по промыслу Божию, она присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Но не высокие религиозные чувства двигали Марией, а ее авантюрный характер – жажда новых приключений и наслаждений. Даже во время плавания на корабле Мария не переставала грешить, отрабатывая стоимость проезда и питания. По прибытии в Иерусалим, она оказалась в толпе паломников, идущих в храм Воскресения Христова.

Надо заметить, что Мария, хотя и была неграмотной, но выросла в христианской среде, поэтому не могла не знать основных положений христианской веры. Трудно сказать, что ею больше двигало – простое любопытство или некое религиозное чувство, которое, как мы знаем, может проснуться даже у отпетых злодеев. Так или иначе, но ее потянуло в храм Воскресения Христова. Толпа людей поднималась по наружной лестнице, ведущей непосредственно на гору Голгофу к Животворящему Кресту. Тогда он еще не был разделен на мелкие части и не разошелся по всему миру. Эта наружная лестница на Голгофу сохранилась до сего дня, она так и называется «лестница (или вход) Марии Египетской».

Однако одного желания попасть в храм, к великому удивлению Марии, оказалось недостаточно. Как только она достигала входа, толпа выдавливала ее наружу, и так повторялось много раз. Вскоре удивление ее сменилось досадой и даже отчаянием. Она совсем выбилась из сил и не знала, что ей делать. Наконец до нее дошло, что Сам Бог не позволяет ей осквернять святыню своей нечистотой. Увидев при входе в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Охваченная ужасом и чувством глубокого раскаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. При этом ей стало ясно, что вернуться домой – это равносильно возврату к прежней жизни, да и в любом другом городе ее подстерегала та же опасность. Слишком уж глубоко поселились в ней страсти, чтобы выдержать искушения, проживая среди людей.

Тогда она из Иерусалима удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Святого Духа.

Старец Зосима, со слов которого Патриарх Софроний записал житие преп. Марии Египетской, жил в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи и промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы возвысившейся над землей «на локоть», а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и приобщил преподобную Марию Святых Христовых Тайн. Потом, придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Нетленное тело преподобной лежало со сложенными на груди руками на том самом месте, где старец причащал ее в прошлом году. Еще удивительнее было то, что на песке рядом с преподобной виднелась надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».

Еще во время беседы с преподобной старец Зосима заметил, что Мария часто говорит словами Священного Писания, хотя никогда не читала его, а теперь эта надпись… Видно, что Сам Господь наставлял Марию во всем, что ей было нужно для спасения.

Старец собрался было исполнить завещание преподобной. Но как вырыть могилу? Почва здесь каменистая, а у него не было никакого орудия, даже палки. И в этот момент из пустыни пришел огромный лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела святой и мирно удалился. Это было приблизительно в 521 году.

Так из великой грешницы преп. Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила нам яркий пример истинного покаяния. Теперь каждый из нас, знакомый с житием преп. Марии Египетской, не может малодушно сказать, что грехи его «непрощенны», что невозможно черное сделать белым. Богу все возможно, а жизнь и подвиг преп. Марии Египетской  служат убедительным тому свидетельством.

Протоиерей Виталий Шумилов

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.