СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Страстная седмица Печать
28.03.2012 11:24

Страстная седмица (слав. седмица – 7 дней, неделя) – завершение Великого поста, последняя седмица перед великим праздником Пасхи. Каждый день этой седмицы  посвящен воспоминанию о последних днях жизни Спасителя, Его крестных страданиях (слав. страсть – страдание), смерти и погребении перед чудесным и радостным воскресением для вечной жизни.

Каждый день этой седмицы называется Великим. Дни эти с апостольских времен были в глубоком почитании у христиан, их проводили в строгом воздержании, молитве, внутренней сосредоточенности, в делах добродетели и милосердия.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Главной темой церковных песнопений Великого понедельника служит библейская история о праведном патриархе Иосифе (Быт. 37). В  событиях его жизни Церковь подчеркивает символы и прообразы, которые исполнились в земной жизни Господа Иисуса Христа.

Из Евангельских событий в этот день вспоминается проклятие Иисусом бесплодной смоковницы, засохшей по слову Господа (Мф. 21, 18-22).   Эта история напоминает нам о  современных Господу Иисусу иудеях: к ним пришел долгожданный Мессия,  Спаситель, но не нашел у них плодов истинной веры, а только формальное и лицемерное исполнение закона. Под бесплодной смоковницей подразумевается также и всякая душа, не приносящая плода покаяния, поэтому Святая Церковь и призывает нас, особенно во время поста, принести искренне покаяние перед Богом, увидеть свои несовершенства и постараться исправить их.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

В этот день Спаситель пришел из Вифании в Иерусалим и учил там народ, предлагая ему различные притчи: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах (Мф. 24:36-26:2). Притча о десяти девах напоминает нам о необходимости духовного бодрствования, притча о талантах — о нашем долге к разумному направлению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь на Страшном Суде Своем примет как сделанные лично Ему, говоря о них: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25; 40).

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26: 6-7). Здесь, в доме Симона прокаженного, некая женщина, «грешница», возлила драгоценное миро (благовонное масло) на голову Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как судил Сам Он о ее поступке. При этом родился в неблагодарной душе Иуды Искариотского, одного из двенадцати учеников Иисуса, преступный план – предать своего Учителя и Господа в руки первосвященников и фарисеев  за тридцать сребреников. На богослужении Великой Среды прославляется поступок женщины, которым она выразила свое покаяние, порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. Церковь призывает нас в этот день бодрствовать и совершенствовать свою душу, чтобы быть причастными благодати Христовой.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

В Великий четверток (четверг) на Тайной вечери Спасителем установлено таинство святого Причащения Его Животворящего Тела и Крови:  И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите (ешьте): сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28). В этот день все верующие, по возможности, стараются принять участие в Тайной вечери – стать причастниками святых Христовых Тайн.

Евангельские чтения в этот день приводят нам на память следующие события: умовение Господом Иисусом ног ученикам перед вечерей; причащение; уход с вечери Иуды Искариотского к первосвященникам для предательства; предсказание Иисусом троекратного отречения Петра; выход Спасителя с учениками после вечери на Елеонскую гору и Его молитва там до кровавого пота; арест Иисуса в Гефсиманском саду и поцелуй Иуды; суд синедриона (верховного совета иудеев) над Господом Иисусом, передача Его Пилату Понтийскому и отречение апостола Петра (Мф. 26:1-75; Лк. 22:43-45; Ин.13:3-17).

В четверг вечером (на утрени Великой пятницы) читаются Двенадцать Евангелий – двенадцать евангельских рассказов о страданиях Христовых.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

В Великий пяток (пятницу) святая Церковь благоговейно вспоминает спасительные страдания и крестную смерть Богочеловека Иисуса Христа. По уставу в этот день христиане полностью воздерживаются от пищи до выноса Плащаницы.

Святой апостол и Евангелист Матфей рассказывает о событиях этого страшного дня (Мф. 27:27-54): Тогда воины правителя … собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу (красную ткань – символ царского достоинства); и сплели венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие…

И, придя на место, называемое Голгофа (что значит «Лобное место»), дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, Он не хотел пить...

Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий. Все проходившие злословили Его, и, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста и уверуем в Него; надеялся на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: «Я Божий Сын»...

А когда испустил дух Иисус, …завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы открылись; и многие тела усопших святых воскресли… и вошли в святой город и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий»...

На вечерне Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы – большого изображения Господа Иисуса Христа, положенного в гроб. Мысленным взором мы видим, как благообразный Иосиф, богатый человек из Иерусалима, внимательно слушавший учение Господа Иисуса Христа при жизни, снимает Его Пречистое Тело с крестного древа, плащаницею чистою обвивает, бережно кладет во гроб, высеченный в скале, и, привалив большой камень к двери гроба, удаляется (Мф. 27: 57-60). Плащаница остается в центре храма три неполных дня, до пасхальной полунощницы.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

«Во гробе – плотью, во аде – душой, но как Бог, в раю – с разбойником, и на престоле – с Отцом и Святым Духом Ты был, Христос, все наполняя Собой...» – так святая Церковь воспевает о великих тайнах Великой субботы. Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3;18) – свидетельствует о том же святой апостол Петр.

Этот день с древности отличается особой внутренней сосредоточенностью верующих и торжественной тишиной в преддверии Торжества торжеств, Праздника праздников – Воскресения Христова. Великая суббота – день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Бог Слово, через Которое все начало быть (Ин. 1; 3), лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасает мир и открывает гробницы...

Весь мир замер в трепетном ожидании. Скоро должно исполниться самое сокровенное желание, самая заветная мечта всех людей на свете: скоро один из нас, такой же человек, как и все мы, умерший в тяжких муках и третий уже день лежащий во гробе, откроет глаза и оживет – Своей собственной властью разорвав неразрушимые прежде оковы смерти. И Он единственный имеет власть это сделать, ибо Он – Богочеловек Иисус Христос, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4:15), воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6:9). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 55, 58).

Ольга Крапивницкая

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.