СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Пост по уставу Церкви Печать
01.03.2012 07:49

Как скоротечно время... Кажется, только завершился Рождественский пост, а мы уже на пороге Великой четыредесятницы и снова перед вопросом: как питаться в пост? По  монастырскому ли уставу? Но он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?

К примеру, в первый день поста, в понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально – день тяжелый. Ничего не есть не каждый сможет. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии преждеосвященных даров.

Да и остальные дни Великого поста питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо, а в некоторых монашеских общинах – даже молочные и прочие продукты животного происхождения. И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой есть и маленькие дети, и хворые старики.

Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян?

Монастырский устав поста ориентирован на монастырскую службу. Так сложилось исторически, поэтому и возникнуть такой устав мог только в монастыре как регламент внутренней  жизни.

Однако известны уставы не только монастырские. В частности, устав Великой церкви – храма Святой Софии в Константинополе, Латеранский устав – собора Римских пап, Влахернский устав. Известны уставы Храма Воскресения Господня в Иерусалиме, Софийского собора в Новгороде, Киевского Софийского собора, Успенского собора Московского Кремля и прочие. Они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств. Малыми намёками они регламентировали жизнь знати и высшего духовенства и плохо сочетались с жизнью простых людей.

В жизнь Русской церкви вошёл устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софийского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря. Затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного – так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и изменениями в силу особенностей наших традиций.

Таким образом, вся жизнь Русской православной церкви ориентируется как на идеал на Иерусалимский устав, названный Типикон. Но все же и этот устав – идеал.

Интересен тот факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской церкви, ни в церкви греческой традиции…

Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день и с заходом солнца завершался скудной пищей. Пост воспринимался как проявление жертвенности по отношению ко Христу, претерпевшему сорокадневный пост и искушение в пустыне и затем прошедшему путь Страстей за род людской.

Римский обычай допускал двухразовое вкушение пищи, но предписывал воздерживаться от мясного и молочного. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть милосердие.

В Византии главным значением поста стало покаяние. Монашеская традиция здесь довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи, и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста были финики и орехи.

На Руси пост также приобретал различные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси нередко постились даже малые дети.

Но с тех пор многое изменилось. Изменилось и отношение к посту. Во-первых, люди стали без-удержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.

Во-вторых, отношение к традициям стало носить слишком поверхностный характер, восприниматься как всего лишь народные традиции.

В-третьих, ныне наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые искажают правильное представление о том, зачем нужен пост.

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не как простая диета, а как воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по монастырскому уставу? На этот вопрос я бы ответил так: пост безусловно нужен, но меру его строгости каждый должен определить лично и получить благословение на все послабления у духовника. Из опыта скажу, что обычно духовники благословляют эти послабления с условием «не есть людей», то есть не осуждать, не раздражаться и так далее.

Идея поста гораздо важнее пищи и пития. И сама разница в уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.

Так, устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (кроме рыбы).  Кто бывал во время Великого поста в монастырях на Кипре, не мог не обратить внимание на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения  Великим постом, то есть каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу. Но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель в мундире, квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братии сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не так тяжело. Зато истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский устав предлагает быть строгим в еде и вводит ограничение даже на овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море, преимущество в еде отдается морепродуктам.

Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное – приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Да благословит нас Господь пройти это поприще в мире, молитве и любви.

Подготовил протоиерей Евгений Желяк

по материалам сайта www.Vladyka-ionafan.ru

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.