СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Эффект присутствия Печать
27.01.2012 08:37

(Светлой памяти отца Александра Любимова)

Не так давно, кажется, на «Казанскую», по причине болезни священника меня попросили отслужить литургию в храме св. великомученика Пантелеимона. В алтаре все знакомо, служил здесь не раз, алтарники проворные, хор слаженный, да и прихожан много знакомых, встретили как родного. Служилось легко, без сучка и задоринки, настроение праздничное. И все было бы нормально, если б не навязчивая мысль, даже не мысль, а едва уловимое ощущение: что-то тут не так. Подобные ощущения обычно вызывают смутную тревогу, дискомфорт. Однако у меня было некое предчувствие, как у детей, которые знают, что им приготовлен подарок, но не знают какой именно.

При этом я ни на минуту не забывал, что на приходе большая утрата, не хватает отца семейства – отца Александра Любимова. Дух сиротства, казалось, витал в воздухе, об отце Александре напоминали стены и каждый предмет, но особенно – растерянные, вопрошающие взгляды прихожан. Но не это меня смущало, это как раз было естественно, ожидаемо, на переднем плане. Меня удивляло другое ощущение, тонкое, но явственное – ощущение присутствия отца Александра. Ну, вот, скажете, совсем заговорился: «присутствие при наличии отсутствия». Именно так! И я, как мне кажется, не очень бы удивился, увидев через головы прихожан отца Александра, исповедующего в притворе. Или, зайдя в трапезную, обнаружил его за столом на своем обычном месте.

То, что я пишу, в общем-то, банально, не ахти какое чудо, многие испытывали подобное в отношении своих родственников и сейчас испытывают в отношении отца Александра. Но о чем это говорит? О любви, для которой нет границ, ни пространственных, ни временных, ни даже границы между жизнью и смертью, точнее с жизнью после смерти.

Я упоминал уже о печальном сиротстве прихожан, но печаль эта, как сказал поэт, «светла», она наполнена не только воспоминаниями о прошлом, но живет настоящим и будущим. Она живет даром любви, которым щедро делился отец Александр со всеми близкими и дальними, как Дед Мороз подарками. И эта любовь не только хранится в сердцах людей, но со временем умножается. Стоит только вспомнить отца Александра: его светлый радостный лик, проницательный ум, доброе незлобивое сердце, самоотверженное служение Богу и людям, тонкий юмор, простоту и доступность – и мы сами становимся добрее. Человеку слабому в вере просто необходимо иметь перед глазами светлый образ реального христианина, который как учит, так и сам поступает. Точнее учит только тому, что сам деятельно познал, над чем долго трудился, а не просто цитирует Евангелие и книги Святых Отцов. А еще эта «светлая печаль» ограждает духовных чад батюшки от греховного уныния, от «печали не по Бозе». От мутных слез, застилающих подлинный образ всегда радостного и приветливого пастыря.

13 января, в первую годовщину со дня кончины отца Александра, я еще раз почувствовал то, о чем писал выше. На его могилке, за храмом Всех святых в земле Российской просиявших, несмотря на утро буднего дня, собралось большое количество людей со всех приходов города. Служили панихиду, обступив простое и красивое надгробие с крестом. Взоры всех невольно обращались на могилку, но никто не отождествлял личность отца Александра с прахом, что лежит на два метра под землей. Его дух, т.е он сам невидимо был среди нас, ободрял, утешал, наблюдал за происходящим с высоты своего нового положения. Поэтому я ни у кого не заметил слез, не было стенаний и рыданий. Панихида пелась тихо и ровно, как горит свет лампады.

Затем была трапеза, такая же тихая и благопристойная, вспоминали много интересного и доброго из жизни батюшки, прихожане часто улыбались, нередко рассказывали веселые случаи, но это не выглядело неуместным или кощунственным. Напротив, атмосфера застолья была почти такой же, какой она обычно создавалась благодаря обаянию отца Александра.

Довольно странная вышла заметка, хотел написать одно, а получилось совсем другое – какая-то лирика. А раз дело дошло до лирики, то закончу строками Владимира Соловьева, не весть откуда пришедшими в голову.

Смерть и Время царят

на земле,

Ты владыками их не зови.

Все, кружась,

исчезает во мгле,

Бесконечно лишь

солнце любви.

Протоиерей Виталий Шумилов

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.