СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Рождественские чтения Печать
29.12.2011 08:30

Темой городских образовательных Рождественских чтений, уже девятых по счету, послужил девиз: «Через просвещение к нравственности». Гостем на этих чтениях стал протоиерей Артемий Владимиров – человек невероятно интересный и многим знакомый по его выступлениям на телеканале «Спас».

Протоиерей Артемий Владимиров – человек сверхзанятый, он настоятель храма Всех святых в Красном Селе, у него в подчинении семь священников и два диакона. По образованию он филолог (окончил МГУ), работал в обычных школах, затем учился в Московской духовной академии и преподавал в ней будучи еще студентом. Сейчас о. Артемий преподает в Свято-Тихоновском богословском университете, где заведует кафедрой гомилетики (искусства проповеди). Отец Артемий также является заместителем декана факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, где ему присвоено звание почетного профессора. Он также член редколлегии журнала «Православная беседа», духовник центра социальной защиты «Богадельня царевича Алексея», автор многих публикаций по вопросам православной педагогики, часто ведет передачи на радио и телевидении. Можно перечислять еще много всевозможных должностей, званий и наград (только орденов четыре), но мы этого делать не будем. Для знакомства хватит сказанного.

Чтобы организовать приезд отца Артемия в Дубну, понадобилось три недели переговоров с его личным секретарем. Но проблема не в том, что о. Артемий малодоступен, «далек от народа», скорее наоборот – он слишком доступен, поэтому не успевает вернуться из одного города, как его тут же приглашают в другой. Батюшка прямо нарасхват! Миссионерство – пожалуй, главное служение о. Артемия из всех перечисленных (и неперечисленных). Поэтому он не мог отказаться посетить и наш богоспасаемый город. Было очень кстати, что приезд о. Артемия совпал с городскими Рождественскими чтениями. Впрочем, мы так и планировали.

Программу пребывания о. Артемия в Дубне сделали максимально насыщенной: в один день четыре встречи в разных аудиториях. Все началось с осмотра подворья Смоленского храма, украшенного первым снегом. Отец Артемий неожиданно сравнил его не с древним скитом, а с фортом, типа «Форт-Росс» в Калифорнии. Что ж, в этом есть своя правда, если учесть международную и внутриполитическую обстановку.

Далее мы спустились в подклет Смоленского храма. Там уже дожидалась сводная дружина из православных гимназистов и воспитанников воскресной школы при храме св. Иоанна Предтечи. Увидев о. Артемия, дети дружно встали, вызвав явное одобрение батюшки. Как потом выяснилось, о. Артемий в своей воспитательной методике большое внимание уделяет внешнему поведению, манерам. Он считает, и с этим трудно не согласиться, что внешнее не только связано, но во многом определяет внутреннее. Можно вспомнить, как воспитывались мальчики и девочки в закрытых дореволюционных учебных заведениях, какое достоинство и благородство им прививалось на всю жизнь. ( Чего, увы, не скажешь о поведении современных школьников – здесь воспитание наоборот. В этом не их вина, а нас, взрослых. Это мы довели их до жизни такой)!

Необитаемый остров

На вопрос о. Артемия, о чем будем беседовать, я ответил: о чем хотите, можете выдать экспромт. Аудитория, замечу, непростая – с 1 по 11-й класс, плюс учителя, родители и кое-кто из приходских сотрудников. Начало экспромта было неожиданным. Отец Артемий заявил детям, что он прибыл к ним с необитаемого острова, где живет подобно Робинзону Крузо уже долгие годы. Лазает по деревьям, и питается банановыми корками (?) и ему необходимо пополнить кое-какие запасы. Вопрос детям:

– Вы любите бананы?

– Любим!

– Здорово! Тогда присылайте мне банановые корки! А хотите, я возьму вас с собой на необитаемый остров?

– Хотим!  – дружно отвечают все от мала до велика.

– Прекрасно! Но надо взять с собой самые необходимые вещи, что мы возьмем в первую очередь?

...

И в таком духе беседа с неослабевающим вниманием продолжалась более часа. При этом о. Артемий задавал детям вопросы из самых разных областей знаний, спрашивал, то по-английски, то по-французски, то по-церковно-славянски. Тут же поощрял правильные ответы бумажными иконками, на обратной стороне которых были написаны от руки краткие поучения Святых Отцов. В результате все: и дети, и учителя были в восторге от такого экспромта. Потом о. Артемий признался мне, что толком не знал, как выйти из этой ситуации, получается, что он детей обманул, и нет никакого необитаемого острова. Надо было как-то выпутываться. И он это сделал оригинально и вполне безобидно. Оказывается, необитаемый остров ему только приснился, а он и вправду подумал, что должен вернуться туда. В конце беседы он попросил прощения, что поездка отменилась, но дети были не в обиде – они были счастливы от такого нескучного урока.

Обаяние живого человека

Вторая встреча прошла с учителями Православной гимназии. Здесь было много вопросов к о. Артемию – и педагогических, и просто человеческих. Беседа велась непринужденно и весело. Батюшка много шутил, рассказывал разные забавно-поучительные истории. Вел себя просто и естественно, немного юродствовал, но деликатно, совсем чуть-чуть. Это его индивидуальная чудинка особенно обаятельна. Он может, например, похвалить шляпку у смущенной женщины, элегантно, как светский лев поцеловать ей ручку, затем попросить эту шляпку примерить и в ней позировать фотографу. Во всем его облике и характере виден ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК, без всякого притворства, хотя в жестах проскальзывает некая аристократическая манерность.

Замечу по этому поводу, что когда я смотрел телепередачи с о. Артемием или слушал аудиозаписи, мне нравилось, ЧТО он говорит, но не нравилось, КАК говорит. Не в смысле слога – он безупречен, а в смысле именно манерности, елейности что ли. Однако при живом общении этот недостаток или совсем исчезает, или даже кажется уместным и оправданным. Самое ценное, на мой взгляд, в о. Артемии – это самоирония, он всегда начеку: как бы не попасть в глупое положение самодовольной, захваленной «поп-звезды». Он и сам о себе говорит: «Что касается собственного стиля, мне трудно оценить его объективно, я к себе отношусь придирчиво и критично. И соглашаюсь с теми, кто говорит иногда: «Не могу слушать проповеди этого Артемия! Сплошная манерность!..»

Как бы то ни было, но к концу беседы наши учителя были окончательно очарованы, приглашали в гости, не хотели отпускать, по нескольку раз благословлялись, повара совали пакеты с плюшками, все хотели сфотографироваться на память.

Третья беседа состоялась в Иконописной школе на Большой Волге. Здесь о. Артемий, учитывая специфику, рассказал о своем знакомстве и общении с архимандритом Зиноном (Теодором) – самым знаменитым современным русским иконописцем. Затем беседа с иконописцами, так же как и с учителями, плавно перетекла в свободное русло, тем более, что подошло время обеда. Отец Артемий, по некоторым сведениям, не завтракает, а обедает довольно поздно – не ранее двух часов пополудни. Учитывая эту особенность, иконописцы подгадали время обеда и постарались, чтобы обед гостю понравился. Подкрепившись, чем Бог послал, наш кортеж двинулся в сторону площади Мира.

Вошли в здание горуно. Хотя время поджимало, о. Артемий не смог пройти по коридору мимо группы нарядных мальчишек и девчонок, явно готовивших какое-то действо. Тут же завязалась шутливая беседа, и батюшку надо было за рукав тянуть в зал. Рождественские чтения должны проходить по готовому сценарию, в котором о. Артемию отводилось почетное последнее место (так всегда делают, чтобы удержать публику). Но батюшка слезно просил, чтобы его выступление было вначале, поскольку в кармане лежали билеты на поезд в Липецк.

Через просвещение к нравственности

Темой городских образовательных Рождественских чтений, уже девятых по счету, послужил девиз: «Через просвещение к нравственности». Зрительный зал был полон. Здесь сидели директора школ, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, духовенство. На сцене появились те самые нарядные детки, построились в две шеренги и спели тропарь и кондак Рождеству Христову. Слово для открытия Рождественских чтений предоставили заместителю главы администрации, начальнику управления образования Татьяне Константиновне Виноградовой. Затем с приветственным  словом выступил благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав  Бобиков.

После этого микрофон оказался в руках о. Артемия. Его выступление длилось более часа, но внимание слушателей не ускользало ни на минуту. Более того, ощущалось полное сочувствие, сопереживание рассказчику. Отец Артемий продемонстрировал, как можно неформально, творчески подойти к изложению довольно глубокой философской темы. А тема, казалось, была далека от девиза чтений – о. Артемий почему-то забрался в область астрономии, начал рассказывать про Солнце и Луну, затем перешел к их древнему символическому значению. Не закончив мысль, вдруг переключился на совершенно посторонний предмет, рассказал какую-то забавную байку и неожиданно вернулся к теме небесных светил. Так повторялось много раз.

Насколько я понял, главная идея выступления о. Артемия была следующая. Солнце есть источник света, источник жизни. Луна светит отраженным светом, лик Луны сам по себе (без солнечного света) напоминает лицо пораженное оспой, он некрасив, мрачен. Свет Луны непостоянный, меняются ее фазы, он имеет таинственный холодный оттенок. Солнце сравнивают с золотом, Луну с серебром, т.е. Солнце – это Бог, источник истинного просвещения, «Свет Истины», как именуют Господа Иисуса Христа. Педагог, учитель не должен считать себя носителем света, он должен нести людям отраженный в его душе солнечный свет. Истинное просвещение – оно от Бога, истинное образование – по образу Божию. Такое просвещение и такое образование обязательно будет нравственным, а высшая форма нравственности – это святость.

Пока о. Артемий пришел к этому  выводу, он сделал множество лирических отступлений, рассказал несколько притчей, анекдотов и случаев из жизни, а закончил свое выступление «Сказкой о козявочке». Несмотря на кажущийся сумбур, его выступление представляло собой определенную конструкцию. Сам о. Артемий сравнил ее с виноградной лозой, которая имеет ствол, хотя он причудливо извивается, но образует структуру дерева. А от ствола идут многочисленные побеги с пышной листвой и гроздями винограда. Так и его метод преподавания состоит в том, чтобы, не теряя главной идеи, проводя ее последовательно от начала до конца, украшать повествование небольшими, но интересными и полезными отступлениями, как сочными гроздями. Это позволяет удерживать внимание учащихся, расширяет их кругозор, наполняет нравственным содержанием любой предмет, включая математику и химию.

Конечно, заключил о. Артемий свой монолог, существует учебный план и прочие нормативные документы, но я призываю учителей творчески, неформально подходить к преподаванию всех предметов.

Благодарные слушатели не жалели для о. Артемия аплодисментов, долго не отпускали его уже в коридоре, требовали обещания вновь приехать в Дубну. Тут-то мы с отцом благочинным и поймали его на слове. Будем надеяться, что о. Артемий свое слово сдержит.

К сожалению, на этом мое пребывание на чтениях закончилось, не буду писать о том, чего не видел и не слышал. Но судя по сценарию, должно было быть интересно.

Протоиерей Виталий Шумилов, настоятель Смоленского храма, духовник православной гимназии «Одигитрия», руководитель Иконописной школы им. прп. Алипия Печерского

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.