Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Пейзаж в инструментальной музыке Печать
16.02.2011 13:26

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы.

Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Но одновременно это – итог огромной эволюции, которую прошла европейская инструментальная музыка на протяжении трех веков. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись.

Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени. Но иногда представители различных музыкальных стилей, даже будучи современниками, становились на непримиримые позиции. За примерами далеко ходить не надо. Известно, что представители классицизма осуждали великого Генделя за его чрезмерную прямолинейность и грубость. Видная французская писательница, госпожа де Сталь (1776-1817) писала, что в своей оратории «Сотворение мира» он, изображая яркий свет, так яростно бил слушателей по ушам, что те их затыкали. Не менее жестко Петр Ильич Чайковский, отчитывая своих студентов по классу композиции, заявлял: «Вы что, опять принесли мне на урок всякую Равель?»…

Эпоха барокко

С конца XVI и до начала XVIII века одним из доминирующих направлений в европейском искусстве был стиль барокко. В этот период в обществе созревает представление о единстве, безграничности и многообразии мира, формируется интерес к окружающей человека природной стихии. Музыка стремилась к созданию «всеобщего языка», уничтожающего разрыв между образами мира и искусства. В музыкальной эстетике того времени ее язык доводится до столь конкретных цветозвуковых представлений, что появляются рекомендации, закрепляющие за каждым интервалом определенный цвет. Такие категории, как свет и мрак, движение и покой, становятся достоянием инструментального и вокального искусства. Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

Совершенный классицизм

Параллельно с барокко в тот же период приобрел огромное распространение классицизм, в основе которого лежит убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и в жизни. Эстетика классицизма строго нормативна. Ее важнейшее правило – равновесие красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции. Ряд правил, таких как единство времени, места и действия в драматической литературе, строгая регламентация цветовой гаммы в живописных полотнах, предназначенная для изображения перспективы (коричневый цвет – для ближнего плана, зеленый – для среднего и голубой – для дальнего), коснулись и музыкального искусства. Его правила в области композиции, гармонии, соотношения мелодии и аккомпанемента сродни тем, что установлены в живописи. К тому же для музыки, как и для других жанров искусства, существовал единый эталон: «материализованная мечта о безупречном геометрическом совершенстве». Поскольку основной темой искусства этого периода являются жизненные коллизии героя, роль пейзажа более чем скромна. Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания, где каждая фраза – образец такого совершенства, которое свойственно и сочинению в целом. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Завораживающий импрессионизм

Во второй половине XIX века в обществе сформировался новый взгляд на мир. Достижения науки и философии перевернули представление о взаимосвязи человека и природы – она стала восприниматься как объект, в котором нет ничего застывшего и вечного. Некоторые художники пришли к выводу, что система выработанных веками выразительных средств непригодна для отражения новых образов. Обновление всех выразительных средств произошло и в музыке. Новый стиль живописи и музыки получил название «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Хорошо известны высказывания К. Дебюсси, характеризующие основополагающие моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы». Его оркестровая пьеса «Послеполуденный отдых фавна» становится своеобразным манифестом нового направления. К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды». Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Импрессионизм открыл новую концепцию в отношениях между художником и окружающим миром. Искусство, существовавшее под знаменем барокко, классицизма и романтизма, ставило в центр мироздания человека, расценивая его как главную ценность во Вселенной. Импрессионистское же мироощущение исходит из противоположной взаимосвязи: для него огромный, ослепительный мир и динамика его существования – главный объект искусства, а человек с его эмоциональной неустойчивостью – атом, затерянный в вечном водовороте природы.

Этот «сверхчеловеческий» взгляд привел к тому, что и сам импрессионизм стал «счастливым мгновением» в истории музыки. Мировые войны XX столетия снова сделали центральной фигурой искусства страдающую личность, побудив художников, переживших национальные трагедии, повернуться к проблемам добра и зла. И образы природы в музыке вновь отступили на второй план.

Однако в кинематографе, ставшем в XX веке одним из самых востребованных видов искусства, звуковые образы окружающего мира становятся важнейшими выразительными элементами фильма. А наиболее яркие музыкальные кинозарисовки впоследствии приобретают собственную жизнь – исполняются на концертах как самостоятельные оркестровые произведения. И как не вспомнить в этом контексте имена таких своеобразных и талантливых композиторов, как Микаэл Таривердиев и Эннио Морриконе.

Романтизм и панмузыкальность

Истоки нового отношения к природе, сформировавшегося в начале XIX века, принято находить в творчестве французского философа Жана-Жака Руссо (1712-1778). Его обостренно-личное, преувеличенно эмоциональное отношение к природе было подхвачено романтиками. Это мироощущение, основанное на психологической параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды, нашло отражение в их творчестве. Нетронутая дикая природа воспринимается художниками как зеркало человеческой души. Изображение явлений природы психологизируется и служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа (1811-1886) и в симфонических полотнах Берлиоза (1803-1869).

Романтический взгляд на взаимоотношение природы и искусства достиг своеобразного апогея в романтической идее «панмузыкальности». Сторонники этого течения считали, что не только в музыке заключена сущность мира, но и в сущности мира заключена музыка. Очень хорошо этот взгляд отражен в строчках Байрона (1788-1824):

Слышна гармония в ручье из серебра,

Слышна гармония в затоне с камышами,

Во всем гармония, внемли – везде она,

И старая земля созвучьем сфер полна.

На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков (1844-1908). Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского (1817-1900).

В этот же период в России на почве русского романтизма восходит и звезда бессмертного музыкального гения – Александра Скрябина (1871-1915). Предчувствие мировых катаклизмов привело его не только к поэтическому, но и к символическому восприятию образа огня. В поздний период творчества пламя стало не только основным художественным образом его многочисленных фортепианных поэм, но и симфонического полотна «Прометей».  Ко всему, это первое музыкальное произведение, в котором введена строчка, отражающая пожелание автора в сфере световых эффектов. Сочинения Скрябина, пронизанные чрезвычайной патетикой и обжигающими красками, сближают его творчество с  важнейшим направлением искусства XX века – экспрессионизмом.

Наталия Белага

 

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол

Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА

Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова

Дубна – центр российской Европы

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

Непреклонная дама непреклонного возраста

 
 

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо