Фонтаны в архитектуре, скульптуре и музыке Печать
04.12.2014 11:38

Слово фонтан в переводе с латинского означает родник, ключ, источник. По словам историков, первые фонтаны появились в Древнем Египте и Месопотамии.  Не меньшей популярностью они пользовались во времена Древней Греции и Рима. В тот период фонтаны строились главным образом для полива растений. В Средневековье фонтаны также использовались как источник водоснабжения. С началом эпохи Возрождения фонтаны в Европе превратились в часть архитектурного ансамбля, став не только его ярким акцентом, но зачастую и главным элементом.

 

В архитектуре и скульптуре

Наивысшего рассцвета ландшафтно­парковое искусство достигло в  Европе в XYII веке во Франции. Его венцом явился Версаль, ставший в мировой практике образцом парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. Интересна история, предшествовавшая созданию Версаля: архитектор Луи Лево и гениальный ландшафтный дизайнер Андре Ленотр в 1655–1661 годах работали над загородной резиденцией крупнейшего финансиста абсолютистской Франции
Н. Фуке.  Правитель страны Людовик XIV, увидев эту жемчужину архитектуры, возмутился ее роскоши и заточил расточительного финансиста в тюрьму, а Луи Лево и Ленотру поручил строительство собственного загородного дворца.

В результате дворцово­парковый ансамбль монарха не только стал величайшим памятником XVII века, но и оказал сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Благодаря А. Ленотру Версаль превратился в «идеальный город­сад», о котором мечтали выдающиеся мыслители эпохи Возрождения. Современники о нем писали: «Сколько ни имеется на свете морских и воздушных, горных и равнинных, сколько вообще ни имеется Божьих созданий: различных птиц, животных, зверей, пресмыкающихся гадов – все это сделано, и у всех изо рта бьет вода».

В России таким чудом архитектуры является Петергоф ­ дворцово­парковый ансамбль, который находится в 30 километрах от Санкт­Петербурга на берегу Финского залива. По роскоши его фонтаны не уступают Версалю. В этом комплексе ­ 150 фонтанов и 4 каскада. Только в один ансамбль Большого петергофского каскада входят 64 фонтана, которые одновременно выбрасывают 142 струи воды. Украшают каскад 37 статуй, 29 барельефов и более 150 мелких декоративных украшений. Во время открытия этого дворцового комплекса в 1723 году Петр I лично по нему проводил экскурсию для иностранных послов и высокопоставленных гостей.

Между тем, одним из прародителей для многих фонтанов мира считается красивейший «Фонтан Дракона» (1572 г.), расположенный в итальянском городе Тиволи на вилле д’Эсте.

В XX веке искусство сооружения фонтанов получило новое направление – оно синтезировало творческие идеи архитекторов, художников и специалистов высокотехнических областей. Новым веянием стала фееричная игра цвета, искусство освещения, сочетание музыки, света и динамики.  Среди огромного списка самых удивительных современных фонтанов можно отметить оригинальный фонтан в Валенсии: по форме он  имитирует парусную лодку, очертания которой сделаны из струй воды.

Сюда же относится и «Фонтан Харибды», созданный по проекту архитектора Уильяма Пая, расположенный в британском Сандерленде. Он знаменит тем, что в центре фонтана каждые 15 минут поднимется водоворот, который придает воде форму воронки.

«Dubai Fountain» – на сегодняшний день самый большой и дорогой в мире: высота его струй достигает 150 метров, фонтан подсвечен 50 цветными прожекторами и 6000 источниками освещения.

Одним из лучших фонтанов мира считается «Фонтан Богатства», который расположен посреди торгового комплекса в Сингапуре. Этот фонтан формирует центр ладони, где в роли пальцев выступают пять 45­этажных зданий, расположенных в центре деловой части города. «Фонтан богатства» выполнен из бронзы и занимает площадь 1 683 квадратных метра, его высота составляет 13,8 метров. Существует мнение, что дизайн этого сооружения выполнен согласно требованиям фэн­шуй: вода, которая собирается в центре ладони, должна приумножать богатство Сингапура.

В Лас­Вегасе находится танцующий фонтан «Bellagio». Каждый вечер фонтан танцует под музыку, исполняемую известными оперными и популярными певцами. 40 миллионов долларов израсходованы на его создание не зря: в результате 4500 ламп освещают 1175 струй воды, бьющих на 80 ­метровую высоту.

Поражает воображение сюрреалистичный фонтан в виде кубов, висящих в воздухе. Он разработан дизайнером Исаму Ногути и располагается в японском городе Осака.

В столице южной Кореи Сеуле находится чудо современной инженерии ­ фонтан «Лунная радуга».  Он установлен с обеих сторон моста Банпо. Длинна «Лунной радуги» составляет 1140 метров. Это не только один из самых красивых фонтанов  в мире, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый длинный в мире.

Одним их наиболее оригинальных сооружений этого рода можно назвать ртутный фонтан Барселоны ­ в нем вместо воды течет ртуть. Создан он в память об  испанских шахтерах, погибших при ее добыче. Впервые фонтан был продемонстрирован в 1937 году, а после того как ядовитость паров ртути была доказана, это сооружение заключили в стеклянный «саркофаг» (музей Хуана Миро).

Особняком стоят фонтаны гениального шведского скульптора Карла Миллеса (1875­-1955). Их эмоциональное воздействие отмечено особой силой: композиции мастера заполнены парящими в воздухе фигурами, как бы освобожденными от земного притяжения. В период 20 ­ 30­х годов Миллесом были созданы восемь монументальных фонтанов. Искусствоведы отмечают: «Художник полностью овладевает в эти годы «симфонизмом» композиции, где множество фигур подчинено единой главной идее. Все сложные фонтаны Миллеса построены на основе не только формального, но и психологического единства, и главное, им неотъемлемо присуще чувство современности».  Среди творений Миллеса «Фонтан Посейдона» в Гетеборге (1930) и «Фонтан Орфея» в Стокгольме (1936) овеяны наибольшей славой.

В музыке и балете

Вилла д’Эсте (villa d’Este) – одна из самых знаменитых итальянских вилл XVI века. Ее комплекс включает в себя дворец и примыкающий к нему сад. Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику. Наибольший интерес для посетителей представляют его фонтаны, которые в период своего создания считались одним из наивысших достижений гидротехники. На вилле сложная система фонтанов включала в себя «Фонтан органа», «Фонтан дракона» и «Кипящую лестницу», названную так из­за окружающих ее сорока двух водометов. С еще большим размахом была оформлена «Дорога ста фонтанов»: каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”.

В 1867—1882 годах на вилле гостил Ференц Лист (1811-­1886). Этому чуду архитектуры великий композитор посвятил фортепианный цикл, среди которого самой красочной и изысканной является пьеса  «Фонтаны виллы д’Эсте».

Выдающийся итальянский композитор Отторино Респиги (1879­-1936) прославился  своими симфоническими поэмами. Между тем, самую громкую славу автору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1918). Ее четыре части: «Фонтан Валле Джулия на заре», «Фонтан Тритона утром», «Фонтан Треви в полдень», «Фонтан виллы Медичи на закате» вдохновлены искусством импрессионистов, стремящихся изображать объекты в разное время суток и в разном освещении. В этой поэме итальянский композитор мастерски демонстрирует свою приверженность стилю  Дебюсси – художнику звуков, умевшему гениально живописать водную стихию.

Бахчисарайский фонтан – хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом –  создана в 1934 году композитором Борисом Асафьевым (1884­1949) по мотивам одноимённой поэмы А. Пушкина (балетмейстер Захаров). Премьера балета состоялась в Кировском театре ­ в партии Марии блистала молодая Галина Уланова. Позже «Бахчисарайский фонтан» с участием этой великой русской танцовщицы поставили в Москве в Большом театре. «…Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене» ­ говорила об этой постановке Г.Уланова.

В этом балете есть партия, которую обессмертила еще одна балерина ­ Майя Плисецкая. В 1948 году в «Бахчисарайском фонтане» она исполнила роль Заремы. «В этом спектакле наглядно проявилось одно из редких свойств природного дара великой балерины – способность в прыжке на несколько мгновений задержаться в воздухе» ­ писали о Плисецкой театральные критики.

В 1953 году режиссер Герберт Раппапорт свел на «Ленфильме» М. Плисецкую и Г.Уланову, где при их участии  были сняты фрагменты «Бахчисарайского фонтана». Этот фильм­концерт в Парагвае в 1954 году на неделе европейских фильмов удостоился Специальной большой премии.

Материал подготовила

Наталия БЕЛАГА