Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Поцелуй Саломеи Печать
22.12.2010 12:35

Саломея — один из персонажей Нового Завета, иудейская принцесса, дочь Иродиады и падчерица Ирода Антипы. Она вошла в историю христианства как участница заговора, результатом которого стало усекновение главы св. Иоанна Предтечи.

 

В тени дворцовой галереи,

 

Чуть озаренная луной,

Таясь, проходит Саломея

С моей кровавой головой.

Все спит — дворцы, каналы, люди,

Лишь призрака скользящий шаг,

Лишь голова на черном блюде

Глядит с тоской в окрестный мрак.

Суть евангельской притчи состоит в том, что тетрарх Ирод Антипа нарушил древнее установление, согласно которому вступать в брак можно было только с вдовой умершего брата, будучи при этом самому неженатым. Тетрарх трижды преступил данный закон: взял себе в супруги Иродиаду – жену живого брата, при этом не расторгнув предыдущий союз. Между тем, появившийся в Галилее пророк Иоанн во всех этих преступлениях  публично обвиняет не столько правителя, сколько его супругу. Правительница же от этих речей впадает в панику: с одной стороны, под влиянием Иоанна муж охладевает к ней, с другой – освободившись от любви к жене, он тут же переключает свое внимание на ее юную и прелестную дочь. И тогда Иродиада, дабы сохранить свое положение и предотвратить женитьбу отчима на падчерице, уговаривает дочь использовать свое влияние на тетрарха и добиться казни пророка.

Сюжет этой притчи заставил художников воспринимать образ юной танцовщицы Саломеи как символ обольщения и женского вероломства. Возможно, поэтому в живописи XIV-XVIII веков ее облик так скрупулезно выписывали Джотто, Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рубенс, Рембрандт, Караваджо. В эпоху романтиков и декадентов ей посвятили свои работы Доре, Моро, Бердслей, Штук, Редон, Антокольский, ее историю пересказали Гейне, Флобер, Уайльд, Блок, а в музыке ей отдали должное Штраус и Массне.

Со временем Саломея как прототип роковой женщины стала и героиней  одноименных фильмов Г. Эдвардса (1918), Ч. Брайанта (1923), У. Дитерле (1953), К. Бене (1972), П. Альмодовара (1978), К. Рассела (1998), К. Сауры (2002).

Сюжет, позволяющий высказать то, о чем принято молчать

Таинственная экзотика картины нравов, царивших при дворе тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы (сына Ирода I), безумная роскошь, погоня за наслаждениями, приведшая к полному разложению нравственных устоев, привлекали внимание художников и поэтов всех времен и народов. Однако наибольшую притягательность для них они приобретают со второй половины XIX века – в период торжества романтизма, в центре внимания которого находятся самые причудливые, болезненные, а порой и откровенно фантастические проявления внутреннего мира человека. К примеру, героиня драмы выдающегося немецкого романтика Генриха фон Клейста (1777-1811) царица амазонок Пентисилея в порыве безумной любовной страсти пожирает вместе с собственными собаками тело своего возлюбленного. Между тем, подобный кошмар был лишь первым шагом в истории искусства, сделавшего патологию объектом своего исследования, – образ Саломеи следующий в этом ряду.

Одной из самых ярких пьес, раскрывающих характер Саломеи через сюжет достаточно далекий от библейского, была драма Оскар Уайльда. В этом сочинении героиня предстает перед зрителями жестокой извращенной девственницей, которую сжигает неутолимая страсть к Ионакану – суровому, прекрасному и аскетичному проповеднику. Угодив на пиру безнадежно влюбленному в нее отчиму тетрарху Ироду танцем, похожим на те, что ныне исполняются в стриптиз-клубах, принцесса добивается от него приказа обезглавить пророка и отдать ей его отсеченную голову. После этого юная Саломея публично предается любовным играм с головой пророка. Ее действия настолько шокируют правителя, что тот приказывает умертвить и девушку.

Эта драма была написана Оскаром Уайльдом в 1892 году для известной французской актрисы Сары Бернар (1844-1923) в период ее лондонский гастролей. Во время репетиций английская цензура запретила постановку, как безнравственную и кощунственную, а потому впервые пьеса была поставлена в Париже в 1896 году. Немецкие же театры только с 1901 года начинают ставить «Саломею». В 1905 году на ее сюжет композитор Рихард Штраус пишет оперу, судьба которой также началась со скандала.

Дело в том, что под влиянием британских цензоров, на долгие годы запретивших к показу драму Уайльда на лондонской сцене, кайзер Вильгельм II – внук королевы Виктории, наложил запрет и на ее оперную версию в Берлине. Между тем прошли годы, и эта опера обошла многие сцены крупнейших театров Европы и Америки – все единодушно признали ее подлинным шедевром экспрессионизма.

Для Рихарда Штрауса образ Саломеи – этой чудовищной женщины-фанатички явился поводом для создания музыкальной панорамы ярчайших эротических эмоций. При этом все жуткие и страшные черты героини он изобразил с завораживающим блеском. Партитура «Саломеи» – плод большого таланта и мастерства ее автора. «Гигантский оркестр из ста десяти музыкантов с напряжением и остротой, доведенными до пределов возможного, воспроизводит тончайшие душевные переживания в диапазоне от восхищения до отвращения, от вожделения до пресыщения, от жажды жизни до мрака смерти», – писали об этом сочинении критики того времени.

Среди лучших современных исполнительниц партии Саломеи обычно выделяют Биргит Нилъсен и Терезу Стратас. В 1995 году опера была поставлена в Мариинском театре (дирижер В. Гергиев), а в 1997-м этот спектакль был показан в Москве, где заглавную партию пела Любовь Казарновская.

Покровы Саломеи

 

Всеобщее увлечение Саломеей в России началось после перевода пьесы О. Уайльда, сделанного К. Бальмонтом в 1904 году. В 1907 году Московский художественный театр им. Станиславского обратился к театральному цензору за разрешением на постановку этой драмы, однако ему было отказано. И тогда в Петербурге в борьбу за постановку «Саломеи» включилась знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн. К созданию спектакля она привлекла самых блистательных театральных деятелей России: режиссера В. Мейерхольда, художника по костюмам и декоратора Л. Бакста, композитора А. Глазунова и М. Фокина — хореографа и репетитора. Однако и этот спектакль был запрещен еще до премьеры. И тогда танец с покрывалами, поставленный Фокиным специально для Иды Рубинштейн, так же как и сам костюм Саломеи, перекочевали в его постановку под названием «Ночь Клеопатры». Именно этот спектакль в 1909 году и привез во Францию Дягилев, включив его в свой Первый парижский сезон.

Легендарный Жан Кокто так описывает появление Иды Рубинштейн на французской сцене: «Рубинштейн, спеленатую, как египетскую мумию, двенадцатью покрывалами, выносили на сцену в саркофаге. Покрывала спадали одно за другим, символизируя освобождение женской плоти. Это было как эротическое откровение женского тела, сбрасывающего покровы природы и истории».

В отличие от фокинской версии «Клеопатры», в 1975 году выдающийся хореограф XX века Морис Бежар представил на суд брюссельской публики одну из самых парадоксальных балетных трактовок образа Саломеи (музыка из оп. Ж. Массне «Иродиада», сюжет Флобера). В ней великолепный танцовщик Поль Дюпон исполнял все роли. Следуя сюжету, героиня в заключении спектакля умирала от отравленного поцелуя отрубленной головы.

Между тем весьма странное прочтение «Саломеи» продемонстрировала в Москве в 1992 году и «Независимая труппа» Аллы Сигаловой. В ней Саломею изображала ее девятилетняя дочь Аня. Вихрь пестрого музыкального коллажа (Шоссон, Шимановский, Пьяцолла), абстрактная конструкция однотонного задника, графичный декадентский грим, напоминающий знаменитые рисунки Обри Бердслея к драме Уайльда, включение в текст спектакля отрывков из «Лолиты» В. Набокова окрашивали действо в психоаналитические тона. В заключении представления новая «Лолита», играющая в начале спектакля с мячом, резким голосом требует в дар от правителя голову пророка. И получает ее! В результате «голова Ионакана, прижатая к груди Саломеей-девочкой, воспринимается и как символ власти и желания неутоленной страсти,  и как метафора изломанного, угасающего мира» («Муз. жизнь» №15, 1992).

Наталия Белага

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

Непреклонная дама непреклонного возраста

 
 

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо