ЖКХ выгоднее нефти Печать
ЭКОНОМИКА
09.12.2010 08:14

Российско-германский круглый стол «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ» провел Совет федерации РФ.

Открывая его, председатель Совета федерации Сергей Миронов сообщил интересную подробность: оказывается, по некоторым экспертным оценкам, инвестиции в систему ЖКХ в несколько раз продуктивнее, чем в добычу сырьевых ресурсов, а сроки окупаемости могут достигать 3-5 лет.

Германскую сторону в дискуссии представляли председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс и банковская группа KfW – самый большой в мире национальный банк развития с совокупными активами более 400 млрд евро. Группа KfW принимала самое активное участие практически во всех крупных трубопроводных проектах, начатых еще в СССР и продолженных в РФ. Свежий пример – «Северный поток».

Пятый пункт Германии

По опыту Германии, условием для успеха в сфере энергоэффективности является выполнение пяти пунктов, важнейший из которых – экономически оправданные тарифы на энергоресурсы. Только в этом случае есть стимул для экономии энергии.

Второй пункт – ментальный сдвиг в обществе в сфере экономии энергии. В Германии он произошел, когда экономить энергию (покупать оборудование, которое экономит энергию, перестраивать свой дом, чтобы он был более энергоэффективным) стало модно.

Третий пункт – конкуренция регионов. В России уже сегодня регионы конкурируют за иностранные инвестиции, пытаясь улучшить условия для их привлечения. В этой борьбе побеждают лучшие энергоэффективные решения.

Четвертый пункт – очень простые решения для финансовой поддержки альтернативных источников энергии. В Германии наибольшая в мире доля солнечных батарей, установленных на душу населения. Правда, в основном они китайского производства.

Пятый пункт – энергетический контрактинг: фирмы могут заключать контракты с органами местного самоуправления и предприятиями, рефинансируя свои вложения продажей энергии, которая экономится путем их инвестиций.

Что хорошо русскому, то немцу…

Заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев высказал мнение, что не всякая зарубежная аксиома годится для России. Например, зарубежный опыт, который говорит о важности роста тарифов, мотивирующих повышать энергоэффективность, в России абсолютно не работает.

– За 15 лет у нас цены на электричество выросли примерно в 12 раз, – сообщил Иван Грачев. – При этом энергоэффективность в России практически не изменилась. Никаких значимых корреляций между этими данными нет, если честно проанализировать. Это не значит, что мы другие люди, это значит, что у нас есть ограничения, которые не дают нормально мотивированному человеку повысить эту энергоэффективность. Износ электросетей в России составляет 60-70%. На восстановление этих сетей России потребуется порядка 500-600 млрд. долларов. За счет повышения тарифов эту сумму набрать нельзя. У населения нет этих денег. Это означает, что в России будут эффективны комбинированные программы, включающие, кроме средств граждан, федеральные и частные деньги, в том числе иностранные.

Хороший закон

Заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Леонид Алексеев убежден, что Закон об энергосбережении наконец-то позволил обеспечить внимание высших органов власти в субъектах федерации к проблеме энергосбережения.

Несмотря на то, что сам закон об энергосбережении безденежный Государство все же обещает помочь. Большая часть энергосберегающих мероприятий должны инвестироваться за счет средств инвесторов или за счет средств собственников, которые они окупят в последующем. В государственной программе энергосбережения предусмотрено софинансирование региональных программ энергосбережения в течение ближайших 3 лет в размере до 5 млрд руб. из федерального бюджета. На один субъект федерации придется около 500 млн руб. – будут финансироваться не все региональные программы, а только наиболее эффективные. Критерии отбора региональных программ для субсидирования из федерального бюджета предусмотрены прямо в государственной программе энергосбережения. Одним из основных критериев является эффективность вложения бюджетных средств. Обязательным критерием является наличие программы помощи малоимущим гражданам в установке приборов учета. Обязательным условием является наличие информационных мероприятий – проведение информационной кампании по популяризации вопросов энергосбережения.

Фонд ЖКХ нужен

По сведениям Леонида Алексеева, деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ, скорее всего, будет продлен еще как минимум на год.  В последующие годы одним из ключевых условий деятельности фонда будет выделение средств на капитальные ремонты жилого фонда только по тем проектам, которые будут соответствовать требованиям энергетической эффективности предъявляемых к ней при строительстве и капитальном ремонте жилых домов. Эти требования предусматривают постепенное в течение  ближайших 10 лет ужесточение требований по энергоэффективности к вновь строящимся жилым домам.

Начиная со следующего года, все вновь строящиеся жилые дома должны быть на 15% энергоэффективнее по отношению к тем, которые вводились в текущем году. Через 5 лет – на 30% энергоэффективнее, чем те которые вводятся в текущем году; и к 2020 году – на 40% эффективнее, чем те, которые строятся сегодня, чтобы соответствовать классу A по энергосбережению. рационального использования невозобновляемой базы природных ресурсов.

Модернизация ЖКХ – ключ к лучшей жизни

Выступающие на заседании круглого стола отмечали, что жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших секторов российской экономики. Его вклад в ВВП страны составляет 6%, что сопоставимо с металлургией и нефтедобычей. При этом по своему социальному значению и влиянию на качество жизни населения ЖКХ намного превосходит большинство отраслей экономики. Очевидно, что успешная модернизация российского народного хозяйства невозможна без коренного улучшения положения в секторе ЖКХ.

Повышение энергоэффективности ЖКХ является одним из наиболее эффективных инструментов  модернизации сектора и способно значительно повысить экономическую привлекательность данной отрасли народного хозяйства, обеспечив привлечение инвестиций и новых технологий.

Рекомендации получились такими:

1. Совершенствование нормативной базы ЖКХ, в том числе в сфере развития энергосервиса, системы внутриотраслевого регулирования; модернизация корпоративных стандартов управления, направленных на повышение прозрачности и эффективности сектора.

2. Развитие государственных инструментов финансовой поддержки проектов повышения энергоэффективности ЖКХ, в том числе с использованием механизмов гарантий, софинансирования, разделения рисков и субсидирования процентных ставок.

3. Активизация информационной и образовательной деятельности, направленной на поддержку со стороны населения.

4. Укрепление международного сотрудничества в сфере повышения энергоэффективности ЖКХ с целью привлечения зарубежного опыта и инвестиций.

В ближайшие месяцы в России в рамках программ германо-российского сотрудничества будут профинансированы как минимум два крупных региональных проекта в сфере энергоэффективности ЖКХ.