«Шаг на сцену» - живая музыка! Печать
КУЛЬТУРА
01.04.2021 03:49

4 апреля на сцену ДК «МИР» ОИЯИ вновь выйдут артисты Фонда развития искусства и поддержки талантливой молодежи «Шаг на сцену». Концерт «Фруктовое ассорти» станет достойным музыкальным подарком для любителей классической музыки. Мы побеседовали с президентом фонда Анастасией Муравьевой о предстоящем событии и перспективах сотрудничества с наукоградом Дубна.

 

- Анастасия, буквально через пару дней в ДК «МИР» ОИЯИ состоится концерт артистов вашего фонда «Шаг на сцену». Вас уже знают в Дубне по прошедшему год назад фестивалю и ждут, судя по откликам.

- И мы с большим нетерпением ждем этот концерт. Название концерта несерьезное - это скорее дружеская шутка: «Фруктовое ассорти». Выступят замечательные артисты, серьезные и глубокие музыканты, но не очень серьезные люди. Мне всегда нравится, когда на сцене вместе выступают не просто коллеги, а друзья. Такие концерты всегда очень живые, зрители чувствуют особенное взаимопонимание и связь между музыкантами. Михаил Егиазарьян и Валентин Азаренков дружат уже много лет, часто вместе выступают, и оба, кроме основной профессии, серьезно занимаются вокалом. У них всегда очень интересный ансамбль. Валентин не только талантливый кларнетист и вокалист, но и замечательный педагог, у него очень хороший класс в МГК. Михаил Егиазарьян один из педагогов, которые с самого начала поддерживают наш проект. Второй сезон он совершенно бесплатно занимается с оркестром «Шаг на сцену», как художественный руководитель и дирижер. Ученики Михаила активно участвуют в концертах фонда. Евгений Ключников один из самых ярких и интересных учеников Михаила. Это тот случай, когда педагог гораздо больше, чем учитель, а еще и очень хороший друг. Евгений очень вырос с прошлого выступления в Доме культуры «Мир». Сейчас он привезет интересную «взрослую» программу. Кроме фортепиано Евгений играет на тромбоне. Ансамбль с педагогом – это всегда большое удовольствие для студентов. Программу на скрипке исполнит Иван Кузнецов. Иван тоже учится в Гнесинской десятилетке, много выступает, активно участвует в конкурсах. Это музыкант, без которого сложно представить наш оркестр «Шаг на сцену». Иван помогает дирижеру организовать работу оркестра, выбирать репертуар. Очень профессионально проводит групповые репетиции струнных.

- Какую музыку подразумевает «Фруктовое ассорти»?

- Программа на этот раз будет очень разнообразная. Всего четыре музыканта, а прозвучат произведения для скрипки, кларнета, тромбона, фортепиано и известные оперные арии. В программе ассорти из произведений известных композиторов Моцарта, Шопена, Листа, Чайковского, приправленное экзотической музыкой мексиканского композитора Мануэля Понсе и оперными хитами.

- Если порассуждать, что за сверхзадача стоит перед вами, как перед президентом Фонда?

- Прошлой весной я поняла, как много для меня значит работа с юными музыкантами. Во время пандемии этого очень не хватало. Поэтому я буду делать все, чтобы проект развивался, независимо от того, удастся ли нам привлечь финансирование. Очень важен для меня оркестр «Шаг на сцену». Мне кажется, мы сумели создать совершенно особенную, живую и доброжелательную атмосферу в оркестре. Ребята чувствуют себя свободно и комфортно, получают огромное удовольствие от совместной работы. За этот год уровень оркестра вырос, у нас сложилась отличная команда. Если в прошлом году это была в основном работа дирижера Михаила Егиазарьяна, то сейчас ему активно помогают молодые музыканты: второй дирижер – Валерий Попов, концертмейстер скрипок – Иван Кузнецов, концертмейстер духовых – Иван Лазебный. Меня очень радует, что музыканты стали очень серьезно относиться к участию в оркестре, почувствовали, как интересно и продуктивно делать что-то вместе. Теперь моя сверхзадача - создать для развития оркестра необходимые условия, организовать ребятам много интересных поездок и выступлений. И конечно, в первую очередь мы едем в Дубну. Концерт оркестра в ДК «МИР» будет 23 мая 2021 года. Мы готовим разнообразную симфоническую программу. И очень ждем встречи со зрителями!

- Что, помимо хорошей теоретической подготовки, важно для продюсера?

- Мне кажется, для продюсера очень важно умение общаться с людьми. Самое главное –уважение к музыкантам и к зрителям. Концерт должен быть интересен исполнителям, важно дать им возможность реализовать на сцене свои мечты и творческие фантазии. Тогда исполнение получается живым и очень интересным для зрителей. В этом плане я считаю большим плюсом отсутствие у меня музыкального образования. Я не устанавливаю каких-то рамок для музыкантов, у них всегда есть полная свобода в выборе программы. Обычно даже взрослые и состоявшиеся музыканты не имеют возможности вынести на сцену то, что им хочется. Часто концертные менеджеры стараются составлять программу только из хитов. На самом деле интересной музыки гораздо больше и такой подход может быть финансово оправдан, но теряют от него и зрители, и исполнители. Проблемы со свободой выбора у исполнителя начинаются еще с обучения в школе. Редкие педагоги дают ученикам возможность выбирать репертуар. Многие выпускники консерватории никогда не играли то, что хочется им. А мне кажется, что музыка без любви невозможна: исполнитель должен любить свой инструмент, музыку, которую он играет, чувствовать радость от общения со зрителями. Если все это есть, то от концерта получают огромное удовольствие и зрители, и артисты, и организаторы. Для меня удачный концерт – это концерт с положительным эмоциональным зарядом. И тогда совсем не важно, все ли ноты чисто прозвучали. В современном мире уже слишком много безупречных записей классической музыки, и зрители идут на концерт совсем не за этим. А за ярким, свежим, живым впечатлением.

- Очень грамотный у вас подход с точки зрения отношения к человеку искусства.

- На самом деле не знаю можно ли назвать меня продюсером. Эта деятельность все же предполагает коммерческую составляющую. Пока у нас не было ни одного коммерчески безубыточного мероприятия. Я надеюсь, что в будущем смогу выстроить работу так, чтобы взрослые музыканты, участвующие в проекте, могли что-то зарабатывать за выступления. Пока все сотрудничают со мной на безвозмездной основе. Я очень признательна всем педагогам и артистам за веру в нужность проекта и за поддержку.

- Можно ли предположить, что продюсируя концерты классической музыки, вы воплощаете свою мечту музыканта?

- Не знаю, правильно ли озвучивать это с точки зрения концертного менеджмента, но у меня никогда не было мечты, связанной со сценой и музыкой. В моем родном городе негде было слушать классическую музыку и дома у нас не слушали. Поэтому на первый концерт классической музыки я пришла со своими детьми. Учиться и открывать что-то прекрасное никогда не поздно. Сейчас я не представляю свою жизнь без музыки. Почему я всем этим занимаюсь? Конечно, я это делаю для себя. Как говорит один мой хороший друг: «Заниматься в этой жизни стоит только тем, за что ты готов платить, чтобы этим заниматься». Мне очень нравится работать и общаться с детьми. Я всегда мечтала о работе с детьми, были попытки работать в школе и саду, но наша система не очень подходит мне. На мой взгляд, самая большая проблема нашего образования – отсутствие уважения к личности ребенка. Есть педагоги, которые уважительно относятся к ученикам, но их пока очень мало. И большое счастье встретить такого педагога. Проект «Шаг на сцену» позволяет мне помогать детям и молодым людям почувствовать себя нужными и интересными окружающим. Вы спрашивали о сверхзадачах, но для меня уже будет хороший результат, если даже один ребенок, который считал себя ненужным и неталантливым, поверит в себя и найдет себе место в жизни.

- В течение нескольких месяцев вы активно создавали музыкальные онлайн - события, участвуя в виртуальном проекте Дома культуры «МИР» ОИЯИ. Как вы думаете, подобные проекты дополняют реальное взаимодействие со зрителями или онлайн-мир никак не увлекает настоящих ценителей классики?

- Мне было интересно участвовать в онлайн-проектах, но для меня очень много значит живое общение с исполнителями и с публикой. Я не делала во время карантина самостоятельных онлайн-проектов, так как понимаю, что мы не сможем сделать конкурентоспособный с крупнейшими филармониями мира контент. Наши концерты очень живые: это непосредственность детей, свобода на сцене, свобода в исполнении, общение с публикой. Любая запись ставит совсем другие задачи: точность, чистота звука, безупречность. А это не то, что мне интересно в исполнителях.

- Анастасия, на ваш взгляд, как можно развивать классическое направление в музыке,​ делая ее​ популярной и​ современной, не​ выходя за​ рамки формата?

​- Наверное, слово «живое» чаще всего встречается в этом интервью и оно лучше всего отражает то, с чем я связываю будущее классической музыки. Музыка не интересна, как музейный экспонат, она нужна здесь и сейчас. Поэтому главной должна быть личность исполнителя, его индивидуальность. Для этого многое должно измениться в нашем музыкальном образовании. Во главе угла должна быть не техника и виртуозность, а личность исполнителя, мысли, чувства. В первую очередь должны измениться методы обучения, отношение к ученику. Мне кажется, очень важно давать возможность юным композиторам выносить на сцену свои произведения. Это одно из самых интересных направлений моей работы. На фестивале в январе прошлого года среди прочих прошел и концерт юных композиторов. Надеюсь, что такие концерты еще будут в Дубне.

- По традиции, завершая беседу, хочется узнать о ближайших творческих перспективах. Какими вы их видите, если говорить о взаимном сотрудничестве между Фондом и Дубной?

- Я уже упоминала про запланированные концерты в ДК «Мир»: 4 апреля и 23 мая. Надеюсь, что возобновятся наши ежемесячные концерты в библиотеке ОИЯИ.

Из самых грандиозных планов – постановка оперы с нашим оркестром. В прошлом году 6 марта в «Геликон-опере» состоялась премьера оперы «Маленький принц» Леонида Клиничева с участием нашего оркестра. По известным причинам мы не смогли показать ее в Дубне. Но сейчас мы планируем сделать новый музыкальный спектакль. Пока еще рано озвучивать, какая именно будет постановка, но надеюсь, что в Дубне ее увидят уже летом.

И, конечно, мы с нетерпением ждем январь 2022 года и мечтаем о II Фестивале классической музыки «Шаг на сцену в Дубне».

Элеонора Ямалеева,

член союза театральных деятелей РФ

Фото Ольги ЩЕРБАКОВОЙ и Андрея УЛЬЯНОВСКОГО