5 октября – День учителя
«Сегодняшние школьники после окончания вузов будут заниматься видами деятельности, которых сегодня еще не существует», – так сказал Президент РФ на недавнем совместном заседании президиумов Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке и технологиям.
Там рассматривались вопросы раскрытия личности школьника, гармоничного ее развития, смены образовательной парадигмы, создания такой среды, в которой талантливые дети и молодежь будут востребованы.
Вспомнить старое
Как известно, все новое – хорошо забытое старое или еще не совсем забытое. В советские времена школьники Дубны могли получать знания сверх школьной программы на факультативных занятиях в своих школах и в общегородской физико-математической школе. В последней дополнительные знания и навыки им давали сотрудники ОИЯИ. А потом, на волне общих перемен в стране, ушли в небытие бесплатные дополнительные возможности для развития детей. Более десяти лет в нашем городе усилиями учителей-энтузиастов и горуно работает городское научное общество учащихся (ГНОУ), задачами которого стало развитие школьников, создание условий для их самоопределения и самореализации, развитие у детей навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно мыслить. Работа внутри общества ведется по отдельным предметным секциям (межшкольным факультативам) – по физике, математике, экспериментальной физике, химии, программированию. Руководители факультативов – опытные педагоги, большие энтузиасты своего дела, среди которых есть и «Соросовские» учителя, и лауреаты городских конкурсов. Так, занимаясь в секциях физики и математики, учащиеся 7-го и любого следующего класса могут получать дополнительные знания по программе Заочной физико-технической школы, имеющей статус федеральной программы. Она работает уже более 40 лет на базе Московского физико-технического института (государственного университета), но ездить в Москву и даже поступать в ЗФТШ при этом не обязательно – занятия в секциях ведутся по утвержденной программе заочной школы.
Успеть увлечь
Кроме общей цели развития детей межшкольный факультатив ставит перед собой две вполне конкретные задачи: подготовить учащихся к поступлению в вуз, а поступившим помочь начать самостоятельно учиться. Работа это непростая, к ней оказывается готов не каждый педагог. Для достижения большего эффекта в занятия факультатива стараются вовлечь не только выпускников (хотя есть отдельная секция для 11-классников по физике – подготовка к ЕГЭ), но и учащихся средней ступени (7-9-х классов). В среднем школьном возрасте, когда школьники особенно любознательны и легко увлекаются разными предметами, еще можно как-то повлиять на их интересы. Чтобы найти внутреннюю мотивацию, «зацепить» каждого занимающегося на межшкольном факультативе, преподаватели стараются использовать собственные педагогические находки. Физику школьного курса с нестандартных позиций преподает А.А. Леонович. Он не озадачивает ребят сложными физическими головоломками, а постепенно развивает в них умение оценить задачу с точки зрения здравого смысла, вырваться из привычных школьных шаблонов стандартных решений. Невозможно остаться равнодушным, занимаясь в секции экспериментальной физики И.А. Ломаченкова. Его курс лабораторных работ «Физика на кухне» захватывает и школьников, и студентов. Почему такое внимание на факультативе уделяется физике и химии? С момента, когда ЕГЭ окончательно вошел в нашу жизнь, оказалось, что именно физику и химию сдают большинство выпускников. Причем крепкие знания по этим предметам требуются при поступлении не только будущим профессиональным физикам и химикам, но и технологам, инженерам, медикам... Как известно, в стране уже несколько лет отмечается перепроизводство экономистов и юристов, а потребность в инженерно-технических кадрах, наоборот, год от года возрастает. Провозглашенный в стране курс на модернизацию экономики, образование особых экономических зон разного типа будет только способствовать росту этой потребности.
Стань олимпийцем
Межшкольный факультатив старается отвечать современным запросам. Если на областном и региональном уровне олимпиады по физике проводились только для старших классов, а в школах, начиная с 7-х классов, – только в последние три года, то межшкольный факультатив проводит их для учащихся 6-7-х классов уже пять лет. Олимпиады – важный элемент процесса обучения. Участие в них развивает такие качества как целеустремленность, собранность, приносит ценный опыт, а победы упрощают процесс поступления в вуз. И чем раньше школьник приобщится к олимпиадам, тем больший эффект почувствует. В прошлом учебном году пять учащихся, занимавшихся в различных предметных секциях ГНОУ, стали победителями и призерами городских олимпиад, один – призером областной олимпиады, 9 учащихся – победителями и призерами XII городской научно-практической конференции. Команды клуба «Прометей» (школа № 7), работающего в рамках ГНОУ, принимали участие в IX чемпионате Московской области по интеллектуальным играм среди молодежных команд. Если оценивать результаты призовыми местами, то наиболее эффективной оказалась работа секций физики, математики, химии, клуба «Прометей».
А прошедшая в минувшую субботу Х городская физико-математическая олимпиада среди учащихся 6-8-х классов выявила следующих победителей: у 6-х классов призером стал Алексей Иваненко (шк. № 9, кл. 6Б), в 7-х победили Александра Тюрина (шк. № 4, кл. 7А) и Иван Капранов (лицей № 6, кл. 7Л), призеры – Семен Иванов (лицей № 6, кл. 7Л), Петр Арбузов (тот же класс), Павел Старостин (гимназия № 11, кл. 7Б), Алексей Васильев (тот же класс). Среди 8-х классов победителями стали Константин Яковлев (гимназия № 3, кл. 8А) и Дмитрий Ефремов (шк. № 4, кл. 8А), а призерами – Екатерина Утробина (гимназия № 3, кл. 8 А) и Владислав Жуков (лицей № 6, кл. 8Л). Из выступления Д.А. Медведева на упомянутом заседании: «…Такого рода развитие (раскрывающее личностный потенциал ребенка) происходит не только в школьной среде, но и в период внешкольного образования, дополнительного образования. Оно в советский период у нас было развито очень неплохо.
…У нас нет самого главного, что было создано в других странах за последние годы, а именно, общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи. Речь идет о формировании сети научных и гуманитарных центров при ведущих университетах страны, о заочных школах для одаренных школьников. Здесь возможны любые формы и могут быть использованы самые разные программы».
Ольга Тарантина
Читайте ещё:
Город, где болеют за водные лыжи,как за футбол
Будет нам «Макдональдс», будет нам и мост
Ракеты – это круто!
Почувствовать настоящую науку
Как САХАРОВ послал в космос ГАГАРИНА
Повелитель меченых нейтронов. История Михаила Сапожникова
Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?
Дубна – центр российской Европы
На озере «забилось» сердце
Честная музыка и не только...
Хроника Чемпионата мира
Домик из молочных пакетов
Кодо «железных сердец»
Между ракеткой и информатикой
Путешествие в Древнюю Русь
Предельная винтокрылость
Фантазии в стиле техно-арт
Европейский стиль Дубны
|