Музыка, застывшая в камне Печать
ОБЩЕСТВО
10.02.2011 10:35

«Музыкой, застывшей в камне» назвал архитектуру великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, имея в виду, что настоящие произведения как музыкального, так и архитектурного искусства создаются на века.

 

Великая  оперная певица Ирина Архипова по первому своему образованию была архитектором. Владимир БАЗИЛЕВСКИЙ – автор проекта Хоровой школы мальчиков и Органного зала – играл на скрипке сначала в музыкальной школе, затем в оркестре Тульского политехнического института, который окончил много лет назад, и наконец – в Дубненском симфоническом оркестре. Поэтому, видимо, неслучайно именно ему выпал счастливый жребий – построить у нас в Дубне Храм музыки.  О своем самом любимом проекте – здании Хоровой школы мальчиков и юношей и Органном зале – рассказывает  его автор:

 

– Я работал в ТПМ-10 (территориально-проектной мастерской при мэрии), которой руководил В.А.Верещагин. В начале 90-х годов почти ничего не строилось из-за кризиса, дефицита средств и материалов. Заказчиком строительства хоровой школы выступила мэрия Дубны (теперь администрация города), возглавляемая В.Э. Прохом. Сложность заключалась не только в дефиците, но и в том, что скверик перед зданием, в котором располагалась хоровая студия «Дубна», составляет всего 12 метров в ширину, а на глубине 3-4 метров под землей проходит коллектор, из-за чего невозможно было забивать сваи. Это нельзя было сделать также из-за близости жилых домов. Поэтому здание возвели на бетонных блоках – так называемый ленточный фундамент. Я сделал более 100 чертежей – три варианта проекта, последний из которых мы приняли за основу. Работать приходилось в очень сжатые сроки. (От Ольги Ивановны Мироновой я узнала, что проект был сделан Владимиром Юльевичем  за 14 дней! – Прим.корр.) В конце концов проект претерпел некоторые изменения. Так, мною была запланирована маленькая  летняя эстрада для  выступлений  на открытом воздухе, которой в реальности нет. Башня на кровле должна была быть повыше (мне кажется, что сейчас она похожа на тюбетейку). Винтовая лестница теперь в деревянном варианте (первоначально была  задумана металлической), что мне нравится даже больше. Фасад предполагалось оштукатурить, сделав  здание более светлым:  в желто-белых тонах. Фасады «подбивал» архитектор Александр Сериков. Интерьерами впоследствии занимались другие архитекторы и дизайнеры. Знаю, что благоустройство территории осуществляла Александра Турбина. Над этим объектом трудились очень многие специалисты. Особое внимание и поддержку уделял объекту Анатолий Кондратьевич Зуев (тогдашний зам. мэра по строительству). Приятно было иметь дело с таким прекрасным организатором и творческим человеком, как Ольга Ивановна Миронова, для коллектива которой строилось здание. Интересно, не собирается ли она расширять помещение?

Этот и некоторые другие вопросы я задала заслуженному работнику культуры РФ, директору хоровой школы мальчиков Ольге МИРОНОВОЙ:

– Мне очень нравится наше здание. Я считаю, оно является украшением города. И меня все устраивает. Не зря я каждый день, пока велось строительство, с восьми утра уже была на стройке и фактически работала прорабом, контролируя процесс. Я люблю вникать во все,  за что берусь, с головой. Конечно, сейчас, когда в школе обучаются более 500 человек, когда регулярно проходят концерты не только органной, но и вокальной, хоровой, инструментальной музыки, и наш зал стал фактически полноценным городским концертным залом, мне бы хотелось увеличить помещение. Я не могу равнодушно смотреть на находящееся рядом, ставшее бесхозным, заброшенным, здание хоровой студии «Дубна». (Хоровая капелла мальчиков родилась именно в этом здании). Оно принадлежит отделу культуры и школе искусств «Вдохновение», но почему-то ни у кого до него не доходят руки. А у меня уже есть готовый проект реконструкции с надстройкой третьего этажа, который мог бы осуществить наш выпускник Геннадий Васильченко, живущий сейчас в Лондоне. Этот проект удовлетворил бы наши общие интересы со школой искусств.

– Мы все надеемся, Ольга Ивановна, что Ваши конструктивные предложения будут услышаны в соответствующих структурах, и здание еще послужит детям. А кто занимался дизайном помещения? В частности, кому принадлежит  идея витражного панно с изображением поющих птиц и дирижера? У меня панно ассоциируется с названием Вашего конкурса «Звонче жаворонка пенье».

– Идея моя. Воплотил ее художник Владимир Василевский, хорошо известный в Дубне. Мне хотелось, чтобы все было пронизано музыкальной символикой. На оградах выкованы скрипичные ключи. Скоро на башне у нас появится шпиль.

– Карильон на фасаде – тоже Ваша идея?

– Нет, это идея Валерия Эдуардовича Проха. Он привез карильон из Голландии. Денежные средства на его покупку дали города-побратимы Ла-Кросс и Гиват-Шмуэль. Некоторые дубненцы (в том числе и я) вложили в это приобретение свои личные средства. У нашего карильона 12 колоколов, он играет несколько мелодий. При Петре I привозили карильоны в Петербург, но потом они замолчали почти на 300 лет. Наш дубненский карильон зазвучал раньше, чем вновь отреставрированные карильоны в Питере.

– Кто рассчитывал акустику Органного зала? Мне приходилось выступать в Московском музее музыкальных инструментов им. Глинки, там приблизительно такой же зал и очень похожая акустика, и Владимир Базилевский говорил мне, что акустика рассчитывалась исходя из габаритов именно этого зала.

– К сожалению, я не помню имени и фамилии этого человека. Мы приглашали очень хорошего специалиста из акустического института  в Москве.

– По-моему все получилось очень хорошо! Артисты с большим удовольствием выступают в этом зале, а зрители с удовольствием слушают их выступления.

– Приходите на наши концерты, мы будем рады! 20 февраля у нас будет выступать  великолепный Хоровой театр Бориса Певзнера, 27 февраля состоится концерт певицы Марины Князевой, нашего нового педагога. А в марте мы отмечаем 20-летие хоровой школы.


Возвращаясь к нашей беседе с В.Ю.Базилевским, я вспомнила о некоторых проблемах.

– Я очень люблю наш город, – сказал Владимир Юльевич с некоторой грустью, – но мне кажется, раньше он был красивее. При строительстве у нас на левом берегу сейчас вырубается много леса, садов, деревьев, уничтожается уникальная природная среда.

Мне тоже больше нравится старая малоэтажная институтская часть, где я родилась и выросла, – город, встроенный в сосновый лес. Район Большой Волги, где я живу сейчас, оставляет впечатление «каменных джунглей». Я испытываю ностальгию по тихим спокойным улицам, по велосипедной Дубне. Кстати, проект МАРХИ «Вело-Дубна» был предложен администрации нашего города, чтобы возродить эту былую добрую традицию, но на него пока нет денег. Нет денег и на мост через Волгу, о необходимости которого много говорилось. Может быть, материальные средства появятся к 55-летию Дубны?


Нам было бы очень интересно узнать больше о ставших историческими архитектурных объектах –  Доме культуры «Мир», Дворце культуры «Октябрь»,  административном корпусе ОИЯИ, где находится Дом ученых.  Интересно узнать также о здании синхрофазотрона Лаборатории физики высоких энергий (его изображение стало официальной эмблемой ОИЯИ и архитектурным символом Дубны). Нам известно только, что строительство Дубны как города в 50-е годы прошлого века велось под грифом «секретно». Но теперь многие документы постепенно рассекречиваются, и, быть может, те, кто имеет доступ к архивным документам, или старожилы поделятся с нашими читателями этой информацией?

Маргарита Арабей