Финансовые баталии Печать
27.09.2012 11:07

Городские парламентарии вышли с каникул и готовы начать новую депутатскую сессию. На заседание горсовета, которое состоится в ближайший четверг, они планируют вынести  актуальнейшие вопросы, касающиеся в первую очередь бюджета, финансов и налогов. Но до того их проработали в соответствующих депутатских комиссиях. На заседании трех из них мы и побывали неделю назад.

Самое горячее обсуждение и больше всего вопросов вызвали бюджетное исполнение за первое полугодие текущего года и корректировки в главный финансовый документ города.

34,1% - неплохое исполнение…

Заслушав информацию замглавы администрации города – начальника финуправления  Н.Н.Каприной об исполнении бюджета за первое полугодие (в цифрах процент выполнения к году составил по доходам – 34,1%, по расходам – 32,2%, дефицит, плановые показатели которого должны быть 10%, в первом полугодии составил 8,5%), депутаты поинтересовались, где мы не добираем.

«В общей сумме это неплохое исполнение бюджета за первое полугодие, потому что большая часть межбюджетных трансфертов, как правило, приходят в третьем и четвертом кварталах, то есть во втором полугодии», - ответила Надежда Николаевна.

Если идти по разделам, то самая низкая наполняемость у нас это национальная безопасность и правоохранительная деятельность (5,5%) и средства массовой информации (10%). У этих направлений, увы, остаточный принцип финансирования. Первоочередные платежи идут на исполнение заработной платы, начисления по зарплате и коммунальные платежи.

Депутат В.Б.Трофимов задался вопросом, почему всего на 29% выполнен раздел собственных доходов, значит, где-то мы не дорабатываем.

«Конечно, не добираем в разделе поступлений в бюджет… Рост по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) у нас всегда идет в апреле, но самый продуктивный месяц июль, причем в этом году мы отпустили бюджетников в отпуск без привлечения кредита, и еще рост ожидается в октябре. Кроме того, мы получим налоги на имущество физических лиц, которые, было, провалились в ноябре 2011 года: в связи с изменением законодательства мы их получим только в ноябре 2012 года.

Отдельно депутаты подняли тему про автобусы, которые меняют на малотоннажные, поинтересовались, какая у них становится форма собственности.

Автобусы, однозначно ответила замглавы, это собственность города. В 2002 году городская администрация совместно с депутатами, работая по программе наукоградов, за счет федеральных денег приобрели восемь автобусов. Они именные, на их бортах написано: «Наукоград  Дубна» – четко и понятно, именно этот парк, который принадлежит городу, и меняется. После чего автобусы сдадут в аренду тому предприятию, которое оказывает транспортные услуги населению, то есть ОАО «РАТА». Еще 12 автобусов автотранспортное предприятие приобретает по лизингу самостоятельно.

- Арендную плату город за использование автобусов получает? – спросили парламентарии.

- Обязательно.

Напоследок депутат С.А.Куликов обратил внимание комиссии, что в приведенной финансовым управлением табличке в 2010 году расходная часть горбюджета (около 2,5 млрд рублей) была выше, несмотря на все инфляции. В 2011 году, для сравнения, расходная часть составила чуть больше 2 млрд рублей, в 2012 не дотянула до 2 млрд 400 млн рублей.

Н.Н.Каприна пояснила это тем, что в 2010-2011 году в бюджете были платные услуги, а сейчас их нет.

Корректировка в бюджет 2012 года

Очередное уточнение бюджета нынешнего года, которое предполагается вынести на заседание городского совета, вылилось в бурное обсуждение. Конечно, корректирующих цифр по разным разделам было много, однако больше всего времени и вопросов заняла одна – 3 млн 538 тысяч 800 рублей в направлении расходов буквально по тексту: «расходы за счет субсидии на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет доходов местного бюджета».

Вспомните, какие были перипетии по поводу неучастия  города в завершающей свою деятельность федеральной программе капитальных ремонтов в 2011-2012 годах. Город в силу отсутствия денег не мог обеспечить свое финансовое участие, и тогда предложил управляющим компаниям участвовать в программе при условии финансирования 25% муниципальной доли.

Согласились три компании, затем одна от участия отказалась, но процесс уже, можно сказать, стартовал. В итоге город оказался обижен на отказавшуюся от первоначальных устных договоренностей  компанию «Управдом Дубна», начались официальные жалобы…

Ситуацию вокруг этого непростого дела пояснил замглавы администрации города Н.Ю.Мадфес: «Управляющая компания, нарушившая договоренности, обнадежив жителей своих домов, что за счет средств программы будет приобретено дорогостоящее оборудование – 9 лифтов (понятно, что люди своими силами никогда бы не собрали тех денег), получила гарантии под определенные обязательства. Область и федерация направили свою долю софинансирования по этим лифтам на счет, жильцы проголосовали, что свои 5% они тоже оплатят, но УК заявила, что вносить недостающую сумму она не будет.

Получилось, что в этом году мы не включили в программу те компании, которые на этих условиях тоже могли участвовать, и мы понимаем, что ситуация сейчас складывается неправильная, неравная. Изменения в программу, которые мы намеревались внести в июле, по письму прокурора (это, кстати, беспрецедентный случай) еще до принятия решения, не были вынесены на заседание Совета.

Стало понятно, что в данной ситуации заменить одни объекты капитального ремонта другими у муниципалитета не существует возможности. Но дилемма остается, и какое бы решение мы сейчас не приняли, оно будет непопулярно, не удовлетворит все стороны»

Депутаты склонились к оптимальному, в том числе и на мой взгляд, варианту: профинансировать свою долю в отношении девяти лифтов… 

Кроме этого, депутаты выносят на Совет общие изменения бюджета в сумме 103 млн 50 тысяч триста рублей. Здесь, например, в доходной части бюджета заложено 60 млн рублей, на эту сумму город выкупит облигации муниципального жилищного займа у жителей города, которые построили жилье в последнем, принятом в эксплуатацию доме, построенном Стройкомом  по программе займа. Причем деньги поступают в бюджет как доходы от продажи квартир, и они предусмотрены как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

По безвозмездным поступлениям корректировка составила более 29 млн рублей, сюда, к примеру, вошли субсидии бюджетам городских округов на обеспечение жильем молодых семей, субсидии на ремонт дворовых территорий (15 млн руб., в отношении которых решение областью принято и деньги нам выделят).

Львиную долю расходования средств составляет обслуживание муниципального долга (60 млн рублей), расходы на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет местного бюджета (3 млн 538 тыс. 800 рублей), на этом мы подробно остановились выше.

В заключение депутат С.А.Куликов уточнил у начфина, когда появится Интернет в библиотеке на левом берегу. Финансирование на 171 тысячу рублей, сказала она, открыто, до конца года Интернет появится. 

Напоследок о замечаниях, которые с постоянной регулярностью делают начальнику финуправления в отношении простоты, четкости и понятности главного финансового документа. Чтобы неспециалисты тоже могли в нем разобраться, не ломая голову.

- Читали последнее бюджетное послание президента? Там он четко пишет: «Наконец-то нам нужно всем сделать так, чтобы бюджет был читаемый и понятный, но, тем не менее, закон мы должны соблюсти». А закон – это коды бюджетной классификации, - прокомментировала Н.Н.Каприна.

А в кодах бюджетной классификации, извините за вульгаризм, черт ногу сломит…

Увеличить ставки на имущество физлиц

Еще один вопрос, вызвавший неоднозначную реакцию присутствовавших на комиссии, касался изменений налоговой ставки на имущество физических лиц. Помните письмо исполняющего обязанности руководителя УФНС  по Московской области, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса В.А. Морозова, датированное 6 августа (мы познакомили с ним читателей «Встречи» номером назад в публикации «Налоговое бремя: маловато будет?»).

Предлагается установить с января 2013 года следующие ставки налога: на жилые помещения, дачи стоимостью до 300 тысяч рублей – 0,1% (было 0,08%), свыше 300 до 500 тысяч рублей – 0,12% (0,1%), свыше 500 до 750 тыс. рублей – 0,3% (0,3%), свыше 750 тыс. рублей – 1,5% (1,5%).

В пояснительной записке, которую подготовили специалисты управления экономики и планирования городской администрации, говорится, что ставка налога 0,08 % на имущество физических лиц по строениям, помещениям и сооружениям, суммарная инвентаризационная стоимость которых составляет до 300 тыс. руб., не окупает даже расходов на почтовые уведомления.

Исходя из проведенного анализа (такой анализ поступил от партии «Яблоко»), как доложила начальник управления экономики и планирования городской администрации Л.И.Лабудева, в диапазон суммарной инвентаризационной стоимости от 0 до 500 тыс. рублей попадает 90% налогоплательщиков (47,8% от 0 до 300 тыс. руб. и 42,2% от 300 до 500 тыс. руб.). Данные приведены с учетом прошедшей индексации восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений. Согласно действующему решению горсовета, максимальные суммы налога для данных категорий граждан равняются соответственно 240 и 500 рублей. В предложениях, сформулированных выше, предлагается увеличить указанные суммы на 25% и 300% соответственно.

Полагаем, сказала начальник управления, что в диапазоне суммарной инвентаризационной стоимости от 0 до 300 тыс. рублей увеличение налоговой ставки до 0,1 оправдано и подтверждено анализом, проведенным налоговой инспекцией. В диапазоне от 300 до 400 тыс. рублей увеличение ставки в два раза (по сравнению с действующей), а в диапазоне от 400 до 500 тыс. рублей в 3 раза (до максимальной) - не может отвечать принципу социальной справедливости.

В диапазон суммарной инвентаризационной стоимости от 500 до 750 тыс. рублей попадает 8,6% налогоплательщиков. Сумма налога для них в настоящее время составляет 2 250 рублей в год.

В диапазон суммарной инвентаризационной стоимости свыше 750 тыс. рублей попадает 648 человек - 1,4% налогоплательщиков, включая пенсионеров, освобожденных от уплаты налога в соответствии с законом. Согласно действующему решению СД, суммы налога составят: с инвентаризационной стоимости 750 000 рублей - 11 250 рублей, 1 000 000 рублей - 15 000 рублей, 1 200 000 рублей          - 18 000 рублей.

По данным налоговой инспекции самые дорогие квартиры в многоквартирных домах не превышают инвентаризационной стоимости в 1 200 000 рублей. При этом налогоплательщик может воспользоваться тем, что объектом налогообложения является доля в праве общей собственности на объект налогообложения и разделить право собственности на членов семьи, к примеру, тем самым снизив инвентаризационную стоимость объекта и, соответственно, налог.

Анализ предложений, считает Л.И.Лабудева, показывает, что предложенная шкала налога не только не позволит увеличить доходы бюджета города от сборов налога на доходы физических лиц, но снизит поступления налога на сумму порядка 487 тыс. рублей по сравнению с начисленной в 2011 году.

Кстати, городская администрация проанализировала действующие ставки по налогам на имущество физических лиц на территории 16 городских округов Подмосковья. Анализ показал, что для суммарной инвентаризационной стоимости свыше 750 тыс. рублей в городских округах Звенигород, Королев, Электросталь, Троицк, Ивантеевка ставки налога сопоставимы со ставками в Дубне.

При этом в Звенигороде (ставка 2,0 начиная с 500 тыс. руб.), Королеве, Троицке и Ивантеевке не прописаны доли в праве общей собственности в качестве объекта налогообложения, что могло бы облегчить положение налогоплательщиков. В остальных городских округах ставки в диапазоне свыше 750 тыс. рублей ниже, чем в Дубне, но доли в праве общей собственности в качестве объекта налогообложения тоже не прописаны.

Депутатам предстоит еще очень детально поработать над расчетами и попытаться найти из предложенных вариантов золотую середину, однако без повышения налоговых ставок в той или иной стоимостной категории имущества нам не обойтись…

Татьяна Крюкова

Фото автора