Кто ответит за чистоту? Печать
ЭКОНОМИКА
05.05.2011 10:48

Во вторник 26 апреля, после обеда, руководителей управляющих компаний Дубны и товариществ собственников жилья собрали в один автобус и повезли осматривать город на предмет его чистоты. Возглавлял эту экскурсию заместитель главы администрации Дубны по вопросам городского хозяйства и, по совместительству, начальник управления городского хозяйства Александр Владимирович Акелин.

Отправным пунктом стала площадь перед городской администрацией. Начали осмотр с улицы Векслера, где за час до того в одном из домов, стоящих рядом с Хоровой школой мальчиков, случился пожар. На траве под окнами дома валялись выброшенные из горевшей квартиры вещи. Обратили внимание руководства компании «Дубнадорстрой» на дорожные ямы и ухабы, а также на частично развалившиеся конструкции «лежачих полицейских» с торчащими шипами. Дорожники пообещали в ближайшее время заняться ремонтом и «полицейских», и автомобильного полотна на улицах Векслера, Строителей и Мира. Улицу Векслера уже ремонтируют.

Осмотр Большой Волги начался с улицы 9 Мая, где соседними домами управляют МУП «ЖКУ», ООО «ЖКУ-Дубна», ООО «Управдом-Дубна» и ООО «Финсервис». И сразу возник вопрос о границах ответственности компаний – кто и где должен убирать. Этот вопрос особенно заострился на прогулке по скверу около торгового центра «Орбита». «Почему на этой территории так грязно? Почему во времена МУП «ЖКУ» здесь регулярно убирали, а теперь перестали убирать?» – задавал вопрос А.В. Акелин руководителям управляющих компаний. «А почему мы должны тратить деньги жителей на уборку территории, далекой от их дома? Жители нас не поймут», – отвечали ему представители управляющих компаний.

И вопрос, и ответ – оба носят не праздный характер. На самом деле, в общественных местах города грязно уже как минимум лет десять. Все местные газеты не устают писать об этом. Отвлечемся пока от культурного уровня тех, кто там сорит, и сосредоточимся на вопросе, кто и на чьи средства должен там убирать.

Первый вопрос: КТО?

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, ответственность за содержание имущества несет его собственник. Поэтому для решения вопроса: «Кто должен следить за порядком на данной территории?» необходимо прежде всего выяснить, кто является собственником этой территории. Если территория принадлежит собственникам многоквартирного дома, то убирать ее – их дело. Если территория городская, то заботиться о ней должен город.

Когда в Дубне были всего две жилищно-коммунальные организации – ЖКУ и ЖКУ-2, то вопрос о собственниках городских земель не возникал, потому что обе организации были государственными и потому что собственниками помещений в многоквартирных домах их права и обязанности, определенные Жилищным кодексом, не были осознаны. Жители платили государству квартплату, и на эти средства государство обслуживало их жилье. Жители платили налоги в государственную казну, и государство выделяло городу деньги на обслуживание общественных мест – улиц, скверов и парков. Все деньги жителей от государства получали ЖКУ и ЖКУ-2 и обслуживали жилье, улицы, парки и скверы.

Когда коммунальная структура города стремительно преобразовалась из государственной в частную, то частники стали считать свои деньги. Если, кроме дворов, управляющие компании и ТСЖ должны обслуживать территорию, превышающую площадь двора, то либо дворнику нужно увеличивать зарплату, либо нанимать еще одного дворника. Откуда берут деньги на зарплату дворникам и уборщицам? Из тарифа на содержание и ремонт жилья. Значит, для жителей этот тариф должен вырасти. Но согласятся ли с этим жители? Новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, на придомовую территорию, как например, на лестницы, лифты, технические этажи устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (ст.36 Жилищного кодекса РФ). В первую очередь это означает, что бремя содержания общего имущества непосредственно ложится на плечи жильцов. Поэтому, пока, согласно Жилищному кодексу, собственники квартир не примут решение о том, что они хотят увеличить свою придомовую территорию и повысить тариф для уборки увеличенной придомовой территории, управляющие компании действительно не имеют права тратить деньги, собранные по утвержденному жителями тарифу, на обслуживание увеличенной придомовой территории. А значит, вопрос «КТО?» остается открытым.

Второй вопрос: НА ЧЬИ СРЕДСТВА?

Само понятие придомовой территории в данный момент очень расплывчато, пока не проведено межевание этой территории для каждого дома города. Вроде это межевание началось, но идет оно очень непонятным образом. Собственники помещений в многоквартирном доме должны сами решить, какого размера придомовую территорию им по карману обслуживать. Но решить это на сегодняшний день они не могут, потому что до сих пор неизвестна ставка земельного налога в каждом районе Дубны. Кто знает, почем оценят землю между вашим и соседним домом? То ли по 5000 рублей за квадратный метр, то ли по 3 копейки? Платить-то земельный налог за придомовую территорию придется каждому собственнику квартиры! Ясно, что в условиях такой неопределенности у администрации города нет никаких оснований ожидать наведения порядка и чистоты в Дубне. Поэтому вопрос «КТО БУДЕТ ЗА ЭТО ПЛАТИТЬ?» в сложившихся обстоятельствах решить невозможно.

Третий вопрос: ГДЕ ВЫХОД?

Выход многим очевиден. Если мы хотим, чтобы в жилых районах было чисто, земля там должна быть очень недорогой, не предназначенной для коммерческого использования. О том, чтобы на ней строить торговые точки, нужно забыть. Также нужно забыть об ее точечной застройке новыми домами. Порядок – так порядок. Иначе вместо красивого и чистого города получится грязный, заплатанный тришкин кафтан.

Екатерина Славская