Образы войны в живописи, архитектуре и музыке Печать
08.08.2014 06:21

Сколько существует человечество, столько существуют и войны. Возможно, именно поэтому кровавое противостояние лежит в основе всех его верований. Непримиримая борьба добра и зла зафиксирована в учениях зороастризма, в мифах Древней Греции, в Библии… Она является одной из самых распространенных тем и в различных видах искусства, ее сюжетами полны произведения всех времен и народов. О некоторых популярных сочинениях, посвященных этой теме, хочется напомнить в представленном материале.

В изобразительном искусстве работы мастеров, связанные с войной, выделены в так называемый «батальный жанр». Истоки батальной живописи можно найти в культурах Древней Греции, Рима, Индии, Японии, Китая.

В Европе становление батального жанра приходится на расцвет эпохи Возрождения. Его основоположниками считаются итальянские мастера живописи Тициан, Микеланджело, Франческа, Тинторетто. Позднее изображения исторических сражений встречаются на полотнах Веласкеса и Рубенса.

Войны эпохи Наполеона и европейские национально-освободительные движения дают новый толчок для развития батальной живописи, которая приобретает в  тот период огромную популярностью. Так, бурным военным событиям XIX века посвящают свои полотна Гойя, Велде, Лебрен, Гро и др.

В России школа батальной живописи также представлена достаточно интересно. В разные периоды своего творчества к батальным сюжетам обращаются такие знаменитые русские живописцы, как Верещагин, Брюллов, Кипренский, Айвазовский.

Как ни странно, но среди яркой галереи европейских живописцев как реалистической, так и романтической направленности особым натурализмом отличаются рисунки Антуана Ватто (1684–1721) – одного из самых изысканных и утонченных художников эпохи рококо.  Однако, будучи признанным мастером пасторальной живописи, Ватто в своих полотнах  «Тяготы войны» прячет собственное видение этой трагедии за классически уравновешенной композицией и традиционной для своего времени палитрой.

Между тем, самым ярким символом войны можно с уверенностью считать полотно Василия Верещагина  (1842-1904) «Апофеоз войны». В 1870-х годах художник принял участие в военных действиях в Средней Азии. Его впечатления нашли свое отражение в широко известной Туркестанской серии. Картина «Апофеоз войны» – ее смысловая кульминация. По Верещагину – груда черепов, вот результат битвы человеческих амбиций!

Среди русских советских художников XX века особое место занимает Константин Васильев (1942-1976), творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений. «Встреча с творчеством Васильева может стать потрясением. Ведь при внимательном рассмотрении его картин можно не только обрести идеалы нового времени, но и увидеть нечто связанное с вечностью» – отмечали искусствоведы. И это относится ко всем его полотнам, включая композиции батального жанра.

Тема войны нашла свое отражение и в архитектуре, реализовалась она через строительство всевозможных триумфальных арок.

Эти сооружения возникли в Древнем Риме, предназначались они для церемонии торжественного въезда победителей. Их изображения  сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Из триумфальных арок нового времени знаменита арка в Париже на площади Звезды. В России триумфальные арки впервые стал устанавливать Пётр Великий. Эта традиция продолжилась и в период царствования его потомков. Арки возводились при входах в столицы. Они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями.

Не потеряла арка актуальности и в XX веке. Так, в Ленинграде после грандиозного празднования 9 мая 1945 года Дня Победы были установлены три триумфальных арки, в декоре которых использовали барельефы, лепные гирлянды и надписи, прославляющие героев-победителей.

Влияние военного стиля не избежало и прикладное искусство. Так, после прихода к власти Наполеона в декоре начинает использоваться военная символика, формы интерьера приобретают жесткость – формируется так называемый стиль «ампир» (от фр. «империя»). Его ярко выраженная триумфальная парадность становится чрезвычайно модной: дизайнеры начинают обильно украшать кресла, стулья, диваны, фасады шкафов  изображениями факелов, различных типов оружия, императорских орлов.

В музыкальном искусстве XVIII – начала XIX веков важнейшее место принадлежало героике, связанной с батальной тематикой. В музыке барочной и классической эпох этот комплекс культивировался практически во всех жанрах, включая оперу и церковную музыку.

Великие мастера прошлого: Гендель, Жаннекен, Монтеверди, Бёрд, Фрескобальди, Свелинк, Куперен, Кунау, братья Бахи, Гайдн, Вебер, Сальери отдали дань музыкальному изображению войны и победы. Не менее яркие сочинения, отражающие пафос борьбы за свободу, принадлежат и перу композиторов XIX–XX веков. Окрашенные романтическим индивидуализмом, они, тем не менее, в полной мере демонстрируют высоту человеческого духа. В этом ряду блистают имена Листа, Вагнера, Шопена, Равеля, Бриттена и многих других.

Между тем, только Бетховен (1770-1827)  – последний из венских классиков, проецировал идею героизма лично на себя. «Он, как и его герой, кровно связаны с классическими понятиями Судьбы, Бога, Долга и Доблести». Ярким примером тому может служить Симфония № 3 (Героическая), созданная мастером в 1803-04 годах. Написана она композитором в честь своего кумира – Наполеона, однако эта  идея не нашла отражение в посвящении симфонии. Разочаровавшись в политике диктатора,  Бетховен вычеркнул  имя Наполеона из партитуры.

Увертюру «1812 год» Петру Чайковскому (1840-1893) заказал Н. Рубинштейн для ее исполнения на открытии Всероссийской выставки 1881 года. Чайковский этот заказ принял, хотя позже и признавался фон Мекк: «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет». Любопытно, насколько формально автор подошел к созданию этого опуса: в качестве музыкальной характеристики французских войск он взял мотивы «Марсельезы», а русских – «Боже, царя храни».

Великая Отечественная война 1941-45 годов также оставила незабываемые памятники в сфере классической музыки. Одним из самых ярких произведений, отразивших патриотизм советского человека, выстоявшего в борьбе с фашизмом, можно считать VII симфонию Дмитрия Шостаковича (1906-1975).  Созданная в блокадном Ленинграде, она посвящена картинам жизни в период войны, до и после нее. В симфонии наиболее ярким оказался образ фашистского нашествия, который воплотился в эпизоде I части (марш).

Идея национально-освободительного движения и вовлечение в нее народных масс нашли свое отражение в творчестве многих прогрессивных композиторов. В первую очередь это относится к Верди с его опусами 40-х годов, рассчитанными на большой общественно-политический резонанс. Русская сцена также блистала сочинениями, направленными на утверждение национальной идеи – это оперы Глинки, Бородина и Мусоргского, а позднее и Прокофьева.

В начале XX века на сценах отечественных театров появились и балеты, где получила яркое воплощение тема борьбы народного героя с аристократией. Сюда относится сочинение Бориса Асафьева  (1884-1949)  «Пламя Парижа». Балет был поставлен в 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинка). За основу либретто был взят роман французского писателя Гра, который, являясь сыном крестьянина, тяготел к изображению тяжкой жизни трудового народа.

К этой же серии относится и балет Рейнгольда Глиэра  (1874-1956) «Красный мак». В основу его сюжета легла история, рассказанная в газете «Правда». Там сообщалось, что в одном из портов Китая «в результате происков империалистов задержан советский пароход «Ленин» с продовольствием для китайских трудящихся».

Премьера балета Глиэра состоялась в Большом театре в 1927 году. Вторая редакция спектакля относится к 1948 году, третья – к 1957. Четвёртая постановка, созданная в Красноярском театре оперы и балета, была представлена публике в 2010 году в Италии. В 2011 балет «Красный мак» был назван лучшей премьерой сезона. Показателен финал спектакля: в небе загорается огромный красный цветок. К нему направляется китайская беднота, освобожденная от власти европейцев. В их руках носилки с убитой захватчиками героиней, на которую с небес сыплются лепестки красного мака.

Здесь хочется рассказать и о двух патриотических песнях, сыгравших значительную роль в истории европейских освободительных движений.

«Марсельеза» была написана в ночь на 25 апреля 1792 года военным инженером  Руже де Лилем (1760-1836). Через несколько дней с этой песней в Париж вошёл Марсельский добровольческий батальон, благодаря чему песня и получила свое имя. В ноябре 1793 года Конвент выбрал «Марсельезу» государственным гимном страны.  Во время Второй мировой войны Марсельеза была запрещена фашистским режимом, но в 1944 году снова завоевала свои позиции. «Рабочая Марсельеза» (русский текст Лаврова) после Февральской революции 1917 года использовалась в качестве гимна России наряду с «Интернационалом».

История создания знаменитой «Священной войны» известна не многим. Дело в том, что ее текст был опубликован поэтом Василием Лебедевым – Кумачом (1898-1949) и создателем гимна СССР Александром Александровым  (1883-1946) через три дня после начала Великой Отечественной. Тогда высказывались предположения, что песня была написана заранее. Отсюда возник интерес к другой версии ее создания. Исследователи говорят, будто ее подлинным автором является московский филолог Александр Боде, который написал ее в 1916 году. В 1939, накануне своей смерти, он, считая войну с Германией неизбежной, послал этот текст Лебедеву-Кумачу. Именитый поэт, немного подправив полученные стихи, их опубликовал… В любом случае, даже если эта история правдива, надо отдать должное ее официальным авторам – без них «Священная война» не стала бы достоянием нашего народа.

Материал подготовила Наталия Белага