Петров пост Печать
28.05.2020 06:27

Не за горами Петров пост. Это единственный из многодневных постов, продолжительность которого варьируется в широких пределах – от 8 до 42 дней. Дело в том, что дата его начала каждый год разная. После праздника Троицы (она же Пятидесятница) идёт сплошная седмица, а Петров пост начинается со следующего за ней понедельника. В этом году — с 15 июня. А дата окончания поста фиксирована — праздник апостолов Петра и Павла 12 июля. Но так было не всегда.

 

Петров пост — один из древнейших. Он восходит к посту Пятидесятницы, который продолжался неделю и начинался он либо сразу после Пятидесятницы, либо через неделю после неё. В каноническом памятнике «Апостольские Постановления» (IV в.) говорится: «После Пятидесятницы празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре, ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». Исходя из этого, смысл поста Пятидесятницы заключается в том, чтобы уравновесить продолжительный праздничный период до него. Можно увидеть и другой смысл — память о разлучении Христа с апостолами после Вознесения.

В IX в. пост Пятидесятницы уже называется постом святых апостолов. В то же время он понимался и как пост, посвящённый Святому Духу. Поскольку Дух сошел на апостолов и сообщил им дары духовные, то, естественно, и Ему посвященный пост связать с именем апостолов, тем более, что они постились и молились, ожидая сошествия Святого Духа. Петров пост становится как бы мостиком между праздником Пятидесятницы и памятью Петра и Павла.

Длительность этого поста продолжительное время была различна. Например, в Константинополе в XII в. большая часть мирян и все монахи держали Петров пост так же, как мы сейчас. Были и те, кто постился только четыре дня, а некоторые вообще из всех многодневных постов признавали только Великий. Основанием этого является то, что в церковных канонах предусмотрено наказание только за нарушение Великого поста и поста в среду и пятницу.

Возможно, на этом основании некоторые и сейчас считают, что Петров пост необязателен. Но кроме церковных канонов, есть устойчивая многовековая традиция, зафиксированная в Уставе, — благодатный опыт жизни Церкви. И этот опыт показывает, что многие христиане встречали и сейчас встречают Петров пост с энтузиазмом и бодростью и даже не ставят вопроса о его обязательности. Действительно, после продолжительного праздничного периода от Пасхи до Троицы, когда даже по средами и пятницам можно есть рыбу, да ещё после сплошной седмицы, следующей на праздником Пятидесятницы, душа ждёт поста и радуется ему. Тело уже устаёт от тяжёлой и сытной пищи. Тем более что наступает лето, когда организму не нужно так много энергии.

Да и поститься в Петров пост гораздо проще, чем в Великий. Во все субботы и воскресенья, а также по распространённой практике — ежедневно, кроме среды и пятницы, разрешается вкушение рыбы. Кроме того, летом уже начинают созревать фрукты и овощи нового урожая.

Ну и конечно, всегда надо помнить, что главное в посте — не еда. Пост — это, прежде всего, стояние на страже своей души. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» — неоднократно повторял Господь Своим ученикам (Мф. 26:41). Пост как раз помогает быть духовно собранным и трезвенным, делает молитву более внимательной. Без Петрова поста можно легко впасть в расслабленность и беспечность после продолжительных праздников, чему особенно способствует наступление лета — времени отпусков, а за расслабленностью могут последовать грехи и падения. Постараемся время поста провести с пользой для души, с осознанием того, что Церковь дала нам этот пост в помощь и поддержку наших ослабевающих духовных сил!

Священник

Константин Панферов