Тайна гимназии «Одигитрия» Печать
28.02.2019 00:00

Кажется, нашлась разгадка главной тайны православной гимназии «Одигитрия», где ученики побеждают в различных олимпиадах, набирают высокие баллы на ЕГЭ, устраивают гимназические праздники и осуществляют невероятные проекты. При этом они успевают посещать праздничные и воскресные Божественные литургии, петь на клиросе, участвовать в молебнах и приходской жизни Смоленского храма.

Гимназисты – стабильные призеры на олимпиадах по истории, обществоведению, биологии, математике, основам православной культуры. Из последних новостей – победа Ивана Осетрова на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории и духовному краеведению Подмосковья и успешное участие Пелагии Коркодиновой и Глеба Мурашко в городской олимпиаде по математике.

Кроется тайна в треугольнике, как образно выразилась одна из педагогов гимназии.Это согласованное взаимодействие ученика, учителя и родителей, которые смотрят в одном направлении. Вынь одну из сторон, и всё нарушится.

Помимо согласованного взаимодействия, важен, если так можно выразиться, православный дух гимназии. Он формируется благодаря не только вероучительным дисциплинам, но каждому общешкольному предмету. Государственную программу педагоги трансформируют под специфику православной гимназии. Возьмем, к примеру, литературу. Учитель русского языка и литературы Светлана Владимировна Жегалина (она же директор гимназии) на своих уроках разбирает с ребятами произведения классиков с одним непременным условием – с точки зрения православия. Заметим, ничего искусственного в этом нет, ведь вся русская литература, да и все искусство, выросли корнями из Библии и христианства. Светлана Владимировна, педагог с огромным стажем, не довольствуется личными знаниями, но вооружилась достойными пособиями – учебником по литературе для разных классов под редакцией А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой. Эти авторы разработали линию учебников с учетом многолетнего опыта преподавания литературы в православной гимназии. Другое достойное пособие – сборник М. М. Дунаева «Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XXвв.». В нём на примере главных героев лучших произведений отечественной классики прослеживается становление их православного миросозерцания и пути ко Христу. Эту книгу изучают гимназисты старших классов.

Читающие родители наверняка по достоинству оценят тех писателей, которых педагог включает в гимназическую программу. Например, уже в 5 классе дети читают «Чудесного доктора» Александра Куприна, «Серебряную метель» Василия Никифорова-Волгина, отрывки из «Лета Господня» Ивана Шмелева. Старшеклассники знакомятся с произведениями Ивана Шмелева, Варлама Шаламова, Бориса Шергина. А, размышляя над трагедией «лишнего» человека у Лермонтова и причиной хандры Онегина у Пушкина, приходят к выводу, что всё это из-за пустоты души, лишенной веры в Бога. Светлана Владимировна уверена, что молодое поколение надо питать правильной духовной пищей, и старается этому следовать.

Другая самобытная черта гимназии – обучение с элементами творчества, игры, осуществление научных и культурных проектов.

Интересен опыт Тамары Борисовны Осетровой, преподавателя основ православной культуры и церковнославянского языка (его здесь преподают со 2 по 6 класс). Так, третьеклассники с удовольствием мастерят собственные молитвословы. Пока одни по очереди читают молитвы на церковнославянском языке, остальные склеивают в книжечку листки с напечатанными молитвами, украшают их рисунками. К концу учебного года получится собственный молитвослов. Усвоить устройство храма, заучить заповеди блаженства ребятам помогает творчество, все вместе мастерят наглядные пособия, делают стенгазеты.

Шестиклассник Савелий Борисов в прошлом году стал победителем городской конференции «Юный исследователь». В своем научном докладе он как настоящий исследователь посчитал в церковнославянских текстах разных веков количество встречающихся букв юс большой и юс малый и пришел к выводу, что после 12 века юс большой исчез из русского письма.

У каждого педагога гимназии свои секреты, но все служат одному: пробудить в ребенке интерес, подвигнуть его к размышлению, направить к деятельности.

С некоторыми осуществленными проектами вы можете ознакомиться на этой странице. О других достижениях и секретах гимназии расскажем в следующий раз.