Спас Нерукотворный Печать
23.08.2017 08:23

29 августа Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа. 

Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и распространенных икон.

Существуют две версии этого чуда. По одной, именуемой восточной, правитель сирийского города Эдессы Авгарь тяжело заболел и, узнав об Иисусе, который излечивает больных и воскрешает мертвых, искренне поверил, что исцелится, если увидит Его лик.

Авгарь отправил к Христу художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика – поэтому он называется нерукотворным – потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой. Так возникла первая икона – еще при жизни Спасителя. Послы доставили убрус  в Эдессу. Приняв святыню, правитель Авгарь тут же исцелился. Нерукотворная икона  стал городской святыней.

Чудесное появление иконы Спас Нерукотворный служило весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, что он свидетельствует, что Бог действительно стал Человеком и приходил на землю, чтобы Своей Жизнью, смертью и Воскресением дать человечеству спасение и жизнь вечную

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи.

В списках чаще всего встречается Спас на убрусе – лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Другая версия происхождения Нерукотворного Спаса называется западной. Согласно ей, когда Христа вели на Голгофу, одна из женщин, по имени Вероника, подала Спасителю платок, чтобы Он вытер пот с лица. После того, как Христос утерся, на ткани появился Его лик.

Из­за разницы преданий существует два иконографических сюжета «Спаса Нерукотворного» – западное и восточное. Православная Церковь изображает Лик Христа спокойным, с открытыми глазами. На католических изображениях у Спасителя лик страдальческий, глаза нередко закрыты, а на голове терновый венец.

По народной традиции праздник Нерукотворного Спаса именуется «Ореховым», «Хлебным», «Третьим Спасом». Иногда его называют «Спас на холсте».

На «Ореховый Спас» на Руси было принято участвовать в праздничном богослужении, во время которого освящали орехи. Далее готовили праздничный стол для родных, а также и для неимущих. Пекли пироги, хлеб, угощали друг друга орехами. Название «Спас Хлебный» знаменовало такое важное событие в жизни людей как жатва ржи и пшеницы.