Тайны архитектурных символов Печать
07.01.2011 19:29

ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное горнее. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

 

Таким образом, пребывание в храме есть важнейшая сторона сложной духовной работы. Это форма духовного развития, путь через видимое к невидимому. В храме все подчинено единой цели: храм – путь к Богу, священное место, где члены церкви приобщаются божественной жизни в таинствах. Храм – это образ всего божественного Царства, к которому церковь ведет весь мир. И наконец, храм – это мир, Вселенная.

 

Символика храма есть выражение литургической жизни церкви. Православный храм  как дом Господень отличен от всякого другого здания. Иногда храм строится в виде креста в знак того, что церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, – символ вечности. Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собою Вифлеемскую звезду и церковь как путеводную звезду ко спасению. Продолговатая форма храма, подобная кораблю, означает, что церковь, как корабль, спасает нас в житейском море.  Среди архитектурных форм православных храмов, в основном, распространены крестово-купольные или шатровые.

По образной мысли протоиерея Дмитрия Смирнова храм – это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. Мачта – стержень корабля, так же, как наша вера и церковь – стержень жизни. И за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм – это корабль, а мачта в центре корабля – вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Купола храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, – это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.


Купола Дубны

 

В Дубне пять православных храмов: храм Похвалы Пресвятой Богородицы, храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших, храм Великомученика Пантелеимона, храм Иоанна Предтечи и храм Смоленской Иконы Божией Матери.

Самый древний храм на территории Дубны – это храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино (архитектурное сооружение в стиле классицизма). Каменный храм Похвалы Пресвятой Богородицы построен в 1824 году на месте сгоревшего деревянного. Во второй половине XIX века были построены два придела – южный (в честь святителя Николая Мирликийского) и северный (в честь пророка Илии). Рядом с храмом была возведена двухъярусная колокольня. В 1907–1914 годах была проведена генеральная реконструкция, при которой колокольня была достроена до 3-го яруса и соединена с храмом. К колокольне были пристроены ризница и служебное помещение. В 1937 году церковь была варварски разорена. В середине 1988 года в Дубне началось возрождение и передача церкви в Ратмино верующим. Было собрано около восьми тысяч подписей. Директор ОИЯИ академик Николай Николаевич Боголюбов, сын протоиерея Николая Михайловича Боголюбова, дал добро на отчуждение этой собственности института в пользу прихода.

Спустя некоторое время после восстановления храма Похвалы Пресвятой Богородицы, когда он вновь стал действующим, дубненские священники отец Александр (Любимов) и отец Виталий (Шумилов) познакомились с воцерковленными московскими архитекторами Владимиром и Еленой ВАСИЛЬЕВЫМИ и привлекли их к строительству новых храмов в Дубне. Вот что рассказали архитекторы Васильевы о строительстве новых храмов в Дубне:

– Строительство нового храма Всех Святых в Земле Российской Просиявших было закончено в  2007 году. Первые два проекта не устроили заказчика так называемым «новорусским» стилем. Построили храм в стиле православной шатровой архитектуры на готовом фундаменте сравнительно небольшого размера. Здание не имеет северного и южного приделов. Поскольку вначале не предполагалось строительство дома причта с трапезной и хозяйственными помещениями, перед  нами была поставлена задача максимально увеличить помещение. Задача была решена за счет постройки верхнего храма, в который можно попасть  через открытую галерею или гульбище, поднявшись по лестнице. Верхний летний храм может быть использован для треб, крещений и небольших богослужений. По гульбищу можно совершить крестный ход вокруг верхнего храма. Ниша для престольной иконы пока пустует. Решено, что верхний храм будет освящен в честь  святого Андрея Первозванного. Престольная икона может быть выполнена в виде фрески или в технике мозаики, которую недавно освоила Елена. На шатровую колокольню (звонницу) можно попасть как с открытой галереи, так и из нижнего храма по лестнице.

 

– Владимир, расскажите, пожалуйста, о строительстве храма Иоанна Предтечи на Большой Волге.

– Строительство храма Иоанна Предтечи на Большой Волге было начато в 2000 году. Заказчиками выступили протоиерей Александр Любимов и предприниматель Николай Захаров. Храм строится по проекту, который мы с моей женой Еленой осуществляем с самого начала. (Так же, как и храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших.) И нам было крайне удивительно прочитать во «Встрече» №44 от 4 ноября в статье «Эти двое не могут друг без друга», что архитектором храма был назван Юрий Рассадкин. Я же был назван художником и иконописцем, но мы с Еленой в первую очередь архитекторы, выпускники МАРХИ.

Храм Иоанна Предтечи – пятиглавый. Пять куполов символизируют Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Вообще количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви. Одна глава знаменует единство Бога, два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа. Три купола (по одному над храмом, алтарем и колокольней) представляют образ Троицы. Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света. Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов. Девять глав отражают образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцать куполов посвящают Христу и двенадцати апостолам. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или обозначать Похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы – число земных лет Спасителя. (Венец огненного многоглавия – 33 главы Кижского погоста на Онежском озере). Маковки  церквей – знак пламени, «огня Небесного, опаляющего наши грехи», над которым вознесен крест Христов. Во времена татаро-монгольского ига маковица главы превращается в образ воинского шлема.

 

Строительство храма Иоанна Предтечи еще продолжается. Ведутся работы по проектированию внутреннего убранства храма, иконостаса, амвона, винтовой лестницы, ведущей к хорам. Храм будет белым, а в его декоре над порталом и на столпах колокольни будут использованы изразцы. Также предполагается строительство двух Святых врат с разных сторон. Одни из них будут с высоким проемом для проезда большегрузного строительного транспорта. На территории храма есть часовня в честь Крещения Господня.

– Я знаю, что будет реконструирован храм Святого Пантелеимона...

– Храм Святого Великомученика Пантелеимона был построен в бывшем бараке, принадлежавшем заводу «Тензор». При храме Великомученика Пантелеимона существует храм-часовня преподобного Даниила Переяславского, расположенный у входа на городское кладбище. Здесь обычно проходят отпевания усопших. Заказчиком проекта реконструкции храма Св. Вм. Пантелеимона, как и Всесвятского храма, выступил протоиерей Александр Любимов. После реконструкции храма (проект выполнен в византийском стиле) увеличится помещение, станет выше подъем и скат крыши. Южного и северного приделов в храме не будет. Также изменится форма окон, они будут стрельчатыми.

– Владимир, а готов ли уже проект нового храма в левобережье, и решено ли, в честь какого святого он будет построен и освящен?

– Предварительный проект нового храма уже есть, и для него определено место на левом берегу Волги. Но, возможно, изменения в проект будут вноситься. В честь кого будет воздвигнут храм, пока не утверждено.


Храм Смоленской Иконы Божией Матери

Храм Смоленской Иконы Божией Матери в левобережье был построен на месте разрушенного в 1948 году. Храм построен в стиле русского северного деревянного зодчества, так любимого настоятелем  прихода отцом Виталием (Шумиловым). (О. Виталий по образованию – художник.) Дерево (материал, из которого построен храм) – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Прототипом  храма Иконы Смоленской Божией Матери стала небольшая деревянная церковь Апостола Андрея Первозванного на Заяцком острове (Соловки). К весне 1995 года был выполнен проект и деревянная модель (зодчий Георгий).  Площадь нового храма увеличивалась за счет боковых прирубов, а объем – за счет надстройки, увенчанной куполом. Был также спроектирован цокольный этаж, где предполагалось разместить ризницу, просфорную, трапезную, библиотеку, склад. Кроме Смоленского храма, в состав комплекса входит храм Блаженной Ксении Петербуржской, шатровая колокольня, крестильная, въездные врата, летняя трапезная и ряд хозяйственных построек. Комплекс обнесен бревенчатым забором с башнями, что увеличивает его сходство с русскими деревянными монастырями XVI-XVII веков.

Уникальные и особенно сложные работы по сооружению купола и установке креста, а позже шатровой колокольни и куполов на храме Блаженной Ксении производил Сергей Хоптяр. «Лемехом» – осиновой чешуей (как в XVI веке) покрывали купола Николай Белов и Олег Житенев. Они же вместе с двумя Геннадиями – Егоровым и Горячевым выполняли множество плотницких и столярных работ.  Николай Клоков изготовил окна и двери храма. Престол и аналои – Юрий Палкин. Надо отметить, что все сооружения вплоть до мельчайших деталей старались выдержать в стиле и традициях русской деревянной архитектуры XVI-XVII веков. Сколько было возможно, не применялись современные материалы и технологии. Особенно старались избежать стилизации, чем в большинстве своем грешат современные архитекторы и их детища.


Азбука церковной архитектуры

 

Камень – символ самого Христа. Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который споткнутся многие «и упадут и разобьются… Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится». Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так, выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь Свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями», говоря: «Приступая к Нему (Иисусу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму о том, что потомство его по правой вере будет «как песок на берегу морском». Если стены храма – все народы, из которых Христос создал свою Церковь, по мнению св. Иоанна Златоуста, а камень – символ верного Господу христианина, то камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих Церковь Христову.

СЛОВАРЬ:

ЕВХАРИСТИЯ (в пер. с греч. – благодарение) –   причащение, в христианской религии таинство.

АМВОН (в пер. с греч. – возвышение) – возвышенное место (перед средней частью иконостаса) в православном храме; с него читаются тексты из Библии, произносятся проповеди.

АКАФИСТ (в пер. с греч. – не сажусь) – в христианском богослужении песнопения (в честь Христа, Богоматери, святых), при исполнении которых молящиеся должны обязательно стоять.

КОНДАК – краткая церковная песнь.

ИКОС – богослужебные песни с восхвалением чествуемого святого или празднуемого события.

АПОКАЛИПСИС (в пер. с греч. – откровение, предвидение или, другими словами, пророчество).

РИЗНИЦА – помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари.

ПРОСФОРНЯ – помещение для выпекания просвир (в пер. с греч. – приношение – богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время проскомидии живых и мертвых).

ТРАПЕЗНАЯ (в пер. с греч. – стол, кушанье) – одно из основных сооружений христианского монастыря, обычно включающее зал для совместных трапез монахов, а также подсобные помещения (поварня, кладовая и пр).


Материалы подготовила Маргарита Арабей

 

 

Читайте еще:

Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский?

Европейский стиль Дубны

В каком городе мы живем?

Сады Марии Степановны Симахиной

Я хочу, чтоб школа процветала

«Встреча» в интерьере «ТЭРРЫ»

История первой школы

Дубна и Иваньково: объединение или присоединение?

Дубна – центр российской Европы

Дубна не сразу строилась

Тайны архитектурных символов

Дубна прирастает побратимами

Созидатели города

Перспективы современной архитектуры

История Иваньково