Путем преподобного Сергия: крестный ход из Хотькова в Троице-Сергиеву лавру Печать
08.08.2014 07:00

18 июля 2014 года Русская Православная церковь отметила один из самых значительных юбилеев за последнее время: в этом году исполнилось 700 лет со дня рождения великого святого Православной церкви, Игумена земли Русской, преподобного  Сергия Радонежского.

Основные общецерковные торжества, посвящённые празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, начались 16 июля торжественным крестным ходом из Покровского Хотькова монастыря в Троице-Сергиеву лавру. В крестном ходе участвовали свыше 500 священнослужителей и около 30 тысяч верующих со всей России. Возглавил шествие Святейший Патриарх Кирилл, который прошёл вместе с верующими все 16 километров этого трудного пути.

Предлагаем вниманию читателей рассказ прихожанина одного из дубненских храмов, Михаила Малинина, принявшего участие в этом крестном ходе.

«Услышав, что на торжества, посвящённые 700-летию со дня рождения величайшего русского святого чудотворца Сергия Радонежского, состоится всероссийский крестный ход по пути, которым шёл Сергий из Хотькова, где постриглись, а ныне покоятся мощи его святых родителей Кирилла и Марии, к тому месту, где он основал Троицкий монастырь, сразу возникло желание поучаствовать в этом историческом шествии. Помолиться преподобному Сергию можно, конечно, и дома, и в церкви. Но не случайно совершаются паломничества к святым мощам угодников Божиих: нами движет желание лично соприкоснуться со святыней и вера в благодатную помощь святых. Вот и совершаем мы паломнический труд, чтобы засвидетельствовать и укрепить свою немощную веру и в надежде получить просимое.

Крестные ходы совершались в прежние времена как сугубое моление к Богу и святым для защиты от неприятеля, а ныне – как торжественное шествие за крестом вокруг храмов, при перенесении святынь и по памятным местам.

Для меня этот крестный ход стал возможностью прибавить свой духовно слабый голос к многотысячным голосам верующих со всей России, вознести молитву к Богу и преподобному Сергию, прося его молитвенной помощи и мощной защиты, о спасении России, о прекращении братоубийственной войны на Украине, о исцелении и душевном мире для себя и своих родственников и о спасении всех, кто страдает от внешних и внутренних врагов.

Но, как говорится, намерения – это одно, а поехать... тут сразу начали выстраиваться препятствия: 16-километровое шествие под палящим солнцем меня не пугало, зато стало смущать то, что из Дубны в Хотьково надо добираться на перекладных... И тут, можно сказать, мне повезло, а точнее, Господь помог осуществить моё желание: мой знакомый загорелся участвовать в этом шествии и взял меня к себе в попутчики на своей машине.

Въезд в Хотьково и Сергиев Посад был закрыт, поэтому мы оставили машину около ближайшей станции и в Хотьково приехали на электричке, которая уже была наполнена паломниками из разных мест матушки России. Направляясь к Покровскому монастырю, я обратил внимание на множество волонтёров, записывающих паломников, которым нужен ночлег, повсюду были палатки с водой и пирожками и даже мелькали надписи: для паломников – бесплатно.

К 12 часам приехал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, благословил народ и после краткого молебна, под колокольный звон, возглавил торжественное шествие к Благовещенскому полю, которое раскинулось напротив Лавры преподобного Сергия. Впереди шло духовенство и монашествующие, священники несли на своих плечах иконы преподобного Сергия и его святых родителей – преподобных Кирилла и Марии.

Отовсюду красиво текли людские многоцветные ручейки, которые сливались в единый мощный поток, заполняющий на своём пути всё пространство дороги. Оставляя Хотьково, мы оставляли многочисленных местных жителей, наблюдающих со склонов при дороге за этим чудным шествием, и мне представилось, что именно так идут победители за своими знамёнами...

В самом начале крестного хода мой дубненский приятель увидел икону царственных мучеников, которых очень почитает и чья память (день расстрела царской семьи) празднуется на следующий день – 17 июля. Икону сопровождала монахиня Исаковой пустыни, что в Ярославской области, и мы пристроились за паломниками, бодро шагающими за этой иконой и столь же бодро поющими Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Женщины и девушки, несущие икону, то и дело менялись, и мы с моим приятелем взяли у них икону и с молитвенным пением зашагали ещё веселее, а из-за того, что мы оба высокие и шаг у нас шире, то всю дорогу получалось так, что мы шли быстрым и звонко поющим ручейком внутри общего потока, рассекая и без того достаточно быстрое шествие. Перед нами расступались, нам улыбались, поднимая икону царственных страстотерпцев, мы проносили её над головами впереди идущих. Наш бодро поющий ручеёк то и дело проплывал мимо других потоков, поющих Иисусову молитву, «Богородице Дево радуйся», величание преподобному Сергию Мы проносились мимо икон и хоругвей, мимо разноцветных зонтиков и платочков, мимо пожилых людей, быстро семенящих по дороге и обгоняющих свои дорожные палки, мимо чинно шествующих батюшек, мимо деток лет 8-10-ти и мамаш, катящих коляски с младенцами.

Приблизительно через 5 километров нашего молитвенного шествия была общая остановка. Все смогли перевести дух перед дальнейшем шествием, пополнить запасы воды, воспользоваться туалетами. Мы приложились к громадным – больше человеческого роста – казачьим иконам: Иверской иконе Богородицы и царя Николая, которая была увешана многими кольцами, священническими наперстными крестами, панагиями и образами святых. Тут же была большая икона царевича Алексия, надпись на которой гласила, что Алексий является для казаков верховным атаманом казачьих войск.

Неожиданно на этом привале, в многотысячном людском море, мой приятель повстречал московскую крёстную своих детей, а я заметил паломников из Дубны – прихожан Смоленской церкви.

После получасового привала  шествие возобновилось. Вновь на людской волне величественно поплыли иконы, и вновь наш ручеёк с иконой царственный страстотерпцев, с пением Иисусовой молитвы, понёсся вперёд, обтекая паломников, которым впереди не было видно края.

Мы оставили за собой указатель на церковь, посвящённую преподобному Сергию, которая построена на месте гибели о. Александра Меня, и где-то через 3 часа нашего крестного шествия увидели вдалеке колокольню и храмы Сергиевой лавры. Мужские голоса бодро пели Иисусову молитву, а женские им вторили, но порой настолько жалобно, что у меня было такое ощущение, что мужская молитва звучит как гимн и требование к Богу о помиловании, а в женской –  просьба и мольба, чтобы Господь только бы дал силы дойти...

Появились пригородные дома, жители которых стояли на улице, некоторые крестились и кланялись иконам, у уличных колонок с водой паломники умывались, наполняли свои бутылки и брызгали водой на нас. А к некоторым колонкам местные жители подключили шланги и распыляли воду по головам идущих, а некоторые протянули шланги от своих домов. Это водное орошение было очень кстати, особенно для тех, кто нёс иконы и не мог отойти, чтобы освежиться водой.

Но вот наконец мы вошли на Благовещенское поле – конечную точку нашего шествия. Здесь мы дождались владельцев иконы, от которых далеко ушли вперёд. Монахиня поблагодарила нас за помощь и поведала, что её спутнице кто-то неожиданно отдал удобную обувь, а иначе бы та просто не дошла.

На Благовещенском поле раскинулся палаточный лагерь. Мне очень понравились ряды синих умывальников для остающихся на праздничные дни паломников. Тут же был и вертолёт, а также многочисленные «железные кони» байкеров, приехавших почтить память великого святого. Напротив Лавры был установлен иконостас с престолом под большой крышей, а по бокам на поле были вынесены громадные экраны, позволяющие близко видеть Святейшего Патриарха Кирилла, который обратился к паломникам с пастырским словом и совершил с духовенством краткий молебен.

Патриарх сказал, что крестный ход для людей светских и любопытствующих – это некий фанатизм и безумие: когда огромное количество людей, среди которых много пожилых и детей, идёт под палящим солнцем много километров. Святейший отметил, что крестный ход – это не турпоход, а шествие, сопровождающееся непрестанной молитвой, шествие, в которое вовлекаются душа и тело, и в ответ на этот молитвенный подвиг Господь подаёт всё потребное и просимое.

На мой взгляд, этот крестный ход показал, насколько любимым и почитаемым  для России и для каждого верующего человека является преподобный Сергий. Столь грандиозное шествие свидетельствует о желании верующих вместе с преподобным Сергием защитить страну от междоусобиц и войн, укрепить её как великую страну, молиться о её благополучии и святости.

В молитве к преподобному Сергию звучат слова, говорящие о том, что он сам обещал нам свою помощь, и поэтому мы имеем особое дерзновение обращаться к святому Сергию, словно напоминая ему о его отеческом обещании. Но будем, конечно, помнить и о том, что, обращаясь к преподобному Сергию как к отцу, надо постараться быть его чадами – жить по его заветам, в единении и  любви к Богу и друг ко другу.  Преподобный Сергий, моли Бога о нас, укрепи в нас веру, умягчи наши сердца, и да наполнятся они любовью и жаждой жить свято!»