Матушка Евдокия, супруга священномученика Михаила Абрамова Печать
12.09.2013 06:17

В выпуске «Православной Встречи» за ноябрь прошлого 2012 года мы познакомили читателей с жизнью и мученической кончиной настоятеля храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино священномученика Михаила Абрамова. Отец Михаил служил в Ратминском храме семь лет – с 1930 по 1937 год.
16 ноября 1937 года его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и пропаганде религии. Вскоре он был расстрелян. На юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000 году протоиерей Михаил Абрамов был причислен к лику новомучеников и исповедников  российских. Его память празднуется в день его мученической смерти, 29 ноября. В этот день в храме Похвалы Богородицы всегда совершается богослужение.

Отец Михаил был женат, имел двух сыновей – Владимира и Леонида. Его жену звали Евдокия Андреевна. После расстрела мужа матушка Евдокия осталась жить в   деревне Ратмино, а затем в Дубне. О ее судьбе до последнего времени было мало что известно, но благодаря усердию  Владимира и Надежды Барановых, в течение многих лет собирающих материалы по истории храма Похвалы Богородицы и обо всем, что связано с церковной историей этих мест, мы имеем возможность познакомить наших читателей с некоторыми фактами из жизни супруги священномученика Михаила и его сыновей. А совсем недавно была обнаружена и могила матушки Евдокии.  Обо все этом нам рассказывает Надежда Баранова.

– Евдокия Андреевна Абрамова, урожденная Головина, родилась 13.07.1890 г. (по другим источникам 20.07.1890)1  в Рязанской губернии. Точное место ее рождения пока не известно. Евдокия Андреевна воспитывалась в церковной семье, была дочерью священника Андрея Головина. В 1907 году окончила курс Рязанского епархиального женского училища.

Евдокия Андреевна вышла замуж за псаломщика церкви Покрова Божией Матери г. Пронска Михаила Ивановича Абрамова, только что окончившего Рязанскую семинарию. В 1908 году указом правящего архиерея – епископа Рязанского и Зарайского, псаломщик Михаил Иванович Абрамов был определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа рукоположен во священника. По всей видимости, бракосочетание Михаила Ивановича и Евдокии Андреевны совершилось незадолго до этой даты.

Из Клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова по состоянию на начало 1912 года: «Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. …В семействе у него жена – Евдокия Андреевна, 21 лет, родилась 20.07.1890. Сын Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909. Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском епархиальном женском училище».

В 1912 году отец Михаил переведен в Николаевскую церковь села Мостья Ряжского уезда Рязанской епархии, а в феврале 1914-го отец Михаил  переведен в Тульскую епархию в  село Богослово Епифанского уезда.

Как свидетельствует запись в клировой ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года, в семействе у отца Михаила было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р., и Леонид – «род. 1913 г. Августа 8-го дня». Священник Михаил и члены его семьи отмечены поведения «отлично-хорошего», «честнаго».

После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил и все члены его семьи подвергались притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.).

В 1928 году священник Михаил Абрамов был подвергнут первому аресту по статье 72 УК и отбывал один год лишения свободы в Тульском «исправдоме».

С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов определяется священником храма Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Городище, что на Дубенском устье.

В 1934 году священника Михаила Абрамова вновь арестовывают, уже по ст. 58-10 УК. Отбыв трехлетнюю ссылку, он возвращается на прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородицы.

На момент третьего, последнего ареста в 1937 году священник проживал в доме № 14 деревни Ратмино Александровского сельсовета Кимрского района Калининской области.

Как свидетельствует расстрельное дело за номером 6916, заведенное на священника Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области, 13 ноября 1937 года он был арестован и в тот же день доставлен в Кимрское районное отделение НКВД. 29 ноября 1937 года во внутренней тюрьме НКВД КО священник принял мученическую смерть (был расстрелян).

Где найти слова, чтобы описать, что пришлось пережить супруге, сыновьям и членам семьи священно-мученика? Потом были слухи, неизвестность, надежда, отчаяние и безысходность. Ведь никто из них не знал, что о. Михаила уже нет в живых. Кроме того, пришлось пережить и унижение, и презрение: «жена попа, врага народа». Кто-то относился к матушке с сочувствием, кто-то старался поддержать, а были и другие…

В 1941 году был призван на войну старший сын Владимир. В декабре того же года он погиб под Москвой. Известно, что у него было двое детей – сын и дочь (по  другим источникам воспоминаний, двое сыновей, которые служили в Морфлоте). Супруга его, Денисова Елена Ивановна 1900 г.р., проживала с детьми в Москве, работала учителем начальных классов до 1959 года. Далее следы этой семьи теряются.

Младший сын Леонид, еще до начала войны окончив Горный институт, в марте 1937 года направляется на оловянные прииски на Крайний Север – в Якутию. От призыва на войну была «бронь», т.к. разработка оловянных приисков было делом государственной важности: олово шло на производство танков. Имел государственные награды: Орден «Красная Звезда» (1945 г.) и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.) За заслуги в развитии горнодобывающей промышленности в 1964 г. ему присвоено звание «Заслуженный горняк Якутской АССР».

Вспоминает его дочь Т.Л. Абрамова: «…Папа был замечательным человеком со всех сторон жизни. …Для меня не было человека роднее и ближе.

…Папу всегда направляли на вновь открытое месторождение. Как только он все налаживал, его опять переводили начинать все с нуля.

…В 1938 году папа был самый молодой (24 года) главный инженер прииска во всем Управлении, и это при том, что произошло в те годы с его отцом! И еще. Занимая руководящие должности на олово- и золотодобывающих предприятиях, его так и не уговорили, не заставили вступить в члены КПСС! Беспартийный руководитель в те годы, и такая карьера!»

График работы Л.М. Абрамова был такой: 3 года – Север (Якутия), 6 месяцев – «материк». С 1959 года проживал в Дубне с женой и дочерью, продолжая работать на Крайнем Севере до пенсии (1970). Скончался в 1971 году в Дубне от острого приступа, похоронен на старом Дубненском кладбище. К сожалению, за могилой никто не ухаживает, т.к. его супруга, дочь и внук переехали на постоянное жительство в
г.  Ригу в начале 90-х.

По свидетельству М.Г.  Абдурахмановой, к 1947 году матушка проживала в частном доме одна в поселке Ново-Иваньково (ныне ул. Мичурина), имела корову и нехитрое хозяйство. Скончалась матушка довольно не старой, вероятно, от болезни. Случилось это ранней весной 1954 или 1956 года. Похоронена была на старом кладбище Подберезья, что ныне за храмом Смоленской иконы Божией Матери.

Долгое время поиски могилы были безуспешными, но в мае 2013 года могила была указана Т.В.  Мельниковой. Могила матушки на момент обретения была запущена. По всей видимости, с 1971 года (год кончины сына Леонида) за ней никто не ухаживал – заросла сиренью, крест и табличка проржавели, ничего нельзя было прочесть.

По благословению благочинного, настоятеля храма Похвалы Пресвятой Богородице протоиерея Владислава, могила приведена в порядок, поправлена и покрашена ограда, поновлен крест и табличка.

Очерк составлен Барановой Н.И. на основе архивных материалов, личного архива семьи
Т.Л.  Абрамовой и ее воспоминаний, а также воспоминаний М.Г.  Абдурахмановой, Н.А. Нечипуренко, Т.В. Мельниковой и др. старожилов. Фото (ксерокопия) Е.А. Абрамовой с сыном прислано Т.Л.  Абрамовой.

1 Дата рождения 20.07.1890 указана в клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова за 1912 год. В Списках выпускниц Рязанского епархиального женского училища за 1907 г. значится дата рождения 13.07.1890.