Архангел Михаил Печать
25.11.2010 10:15

21 ноября Православная Церковь празднует память Архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных. Ангельский мир невидим нами, и лишь немногое из жизни этих служебных духов нам известно. Из всех ангелов мы знаем по имени всего нескольких архангелов, главные из которых – Архангелы Михаил и Гавриил.

Что же мы знаем об ангельском мире?

Ангелы сотворены Богом прежде человека. «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста…» – так начинается Библия. Под «землею» следует понимать наш материальный мир, который был еще бесформен, а под «небом» – ангельский мир. Человек был сотворен в шестой день, и к этому времени в ангельском мире уже произошло колоссальное по важности событие – мир ангелов разделился на добрых и злых духов. Как и человек, ангелы были сотворены свободными и поэтому должны были сами выбрать – служить своему Творцу или нет.

Почему Бог дает свободу выбора своим творениям? Ответ может быть только один: Бог Сам Есть Любовь. Если родителям предложить выбор – кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному.

До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная  воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей и огромное число ангелов своей волей влияют на мир. Бог творит свободных существ, зная, что они, будучи свободными, могут и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить их исправиться, ибо заставить, значит, лишить свободы.

Но вернемся к событию разделения в мире ангелов на добрых и злых духов. Среди ангельского мира наиболее сильных и могущественных ангелов называют архангелами. Среди архангелов был и один по имени Денница или Люцефер. Сейчас эти имена воспринимаются нами отрицательно, на самом деле они говорили о его красоте и могущественности: Люцефер – светоносный, Денница – звезда, светящая днем (так на Руси называли планету Венера, поскольку она дольше всех продолжала светить даже после восхода Солнца). Именно этот архангел Денница возгордился и воспротивился Богу, при этом он увлек с собою и множество менее могущественных ангелов. В Священном Писании описывается, что взбунтовавшийся ангел говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14, 13-14). По мнению некоторых святых отцов это произошло после четвертого дня творения, в который были созданы звезды. И тут в ангельском мире произошла битва. Архангел Михаил, чье имя не менее прекрасно (Михаил – подобный Богу) и говорит о его силе и могуществе, встал во главе ангельских сил, сохранивших верность Богу. Трудно представить и описать, как происходила эта битва, но мы знаем ее исход: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы... Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исаия 14, 11,12,15). Господь в Евангелии от Луки говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18).

В ангельском мире битва между архангелом Михаилом и падшим ангелом (теперь именуемом сатаной или диаволом) завершилась поражением для злых духов. Но в мире видимом эта битва еще не закончилась. Будучи осужденным на адские мучения, диавол хочет с собою в бездну увлечь как можно больше людей. Но мы не одиноки в этой битве, с нами ангелы, в том числе ангелы-хранители, а во главе всего ангельского воинства стоит Архистратиг (по-гречески воевода) Михаил.

Битва за души человеческие ведется через пленение наших душ страстями. Главная из страстей – гордость, именно ею прель-стился сам диавол, именно ею прельстил он Еву и Адама в раю, предложив им вкусить запретный плод и стать как боги. Соответственно и главною добродетелью является смирение, которое может победить все козни вражии.

Протоиерей Илья Шугаев