Вспоминая праздник...IX Фестиваль искусств "Серебряная псалтирь" в отзывах участников Печать
21.11.2012 12:33

У хорошего вина – долгое послевкусие. К приятным воспоминаниям о ярком событии хочется возвращаться вновь и вновь.

IX Фестиваль искусств «Серебряная псалтирь», прошедший в нашем городе две недели назад и захвативший нас в свой праздничный круговорот, подарил своим зрителям целый букет незабываемых впечатлений. И для очень многих из нас этот ежегодный фестиваль – наиболее запоминающееся событие осени. Давайте снова окинем взглядом уходящий фестиваль, поразмышляем о его судьбе, о его настоящем и будущем, о его месте в культурной жизни и о его духовном значении. А собеседниками нашими пусть будут его участники.
Православный священник, профессиональный музыкант, летчик гражданской авиации и молодая поэтесса. Что может быть у них общего? Всех их объединяет любовь к слову, большой поэтический и музыкальный дар, вера в Бога. А теперь еще и участие в IX Фестивале искусств «Серебряная псалтирь», который они посетили в первый раз. Их свежий взгляд, искреннее отношение к фестивалю и непредвзятость суждения от нем особенно ценны и интересны. Для наших читателей они рассуждают о «Серебряной псалтири», ее положении в кругу других подобный конкурсов и фестивалей, рассказывают о современной поэзии и бардовской песне, делятся своими впечатлениями, заглядывают в будущее.
Итак, начнем нашу беседу.

Протоиерей Сергий Муратов служит в Воскресенском храме города Дзержинска Нижегородской области. Батюшка получил прекрасное музыкальное образование. В  1975 году он закончил Дзержинское музыкальное училище и хоровое отделение Горьковской консерватории. Он преподавал музыку, работал по контракту в Якутии, много путешествовал. В 1990 году по приглашению друга он становится регентом (руководителем) церковного хора. Церковная музыка открыла для Сергея и красоту, и истину православия. Вскоре он становится ревностным прихожанином, а затем принимает священный сан. Но музыку он не оставил, а сделал ее частью своей миссионерской деятельности, формой проповеди. Не так давно он выпустил песенный цикл под названием «Ты хотел поговорить», многие темы которого взяты из повседневной пастырской практики батюшки.
– Отец Сергий, вы являетесь постоянным членом жюри православных фестивалей. Какие у наших фестивалей общие задачи, проблемы?
– Кроме того, что наши фестивали православные, их объединяет, на мой взгляд, постоянный поиск своего репертуара, постоянное осмысление того, что можно позиционировать в качестве православной песни. Ведь это явление новое, такого прежде не было у нас. Так, например, некоторые говорят, что любая патриотическая песня – уже православная. И я с ними по большому счету согласен. Но в этом вопросе надо быть очень чуткими, не переходить некоторых границ. Был, например, случай, когда песню со словами о Божией Матери исполняли на мелодию Фрэнка Синатры. Это, конечно, полное безвкусие. Бывает и так, что батюшка выходит и поет песню с рок-н-рольными приемами, на уровне, до священника не дотягивающим. Священник ведь не должен, на мой взгляд, опускаться до такого уровня. Его задача – возвышать. А есть и другие примеры. Вот игумен поет популярные романсы. В прошлом он пел в военном хоре, а сейчас принял сан и поет. Вы представляете – собирает полный зал. Он же профессиональный исполнитель, поет на очень высоком уровне. А для сегодняшних людей, со всех сторон атакуемых телевидением и поп-культурой, приобщение к культуре подлинной очень важно. И такие мероприятия, как этот фестиваль, успешно выполняют такую духовную задачу».

Анатолий Шенберг родился в Ленинграде в 1964 году. Окончил Ленинградское музыкальное училище им. Мусоргского по классу вокала. Высшее образование получил в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете  «ИНЖЭКОН». Лауреат всероссийских и дипломант международных конкурсов, Анатолий много выступает с концертами по всей России. Он – частый гость и участник фестивалей авторской песни. На нашем фестивале «Серебряная псалтирь» Анатолий получил Гран-при, победив в номинации «Автор-исполнитель» и заняв второе место в номинации «Композитор-исполнитель». Всем запомнилась его песня «Русь», пронзительно-правдивая и по-настоящему патриотичная. Анатолий Шенберг согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
– Часто ли вам приходится выступать на православных фестивалях?
– Это мой первый православный фестиваль. И надеюсь, не последний — очень хотелось бы и в дальнейшем посещать такие  фестивали.
– Как вы оцениваете уровень нашего фестиваля?
– Уровень этого фестиваля по сравнению, скажем, с уровнем фестивалей авторских песен – а я бываю на многих таких фестивалях – в целом, выше. Это вне всякого сомнения. Для меня как музыканта профессионального это радостный момент. У каждого фестиваля есть своя судьба, есть свой путь, свое развитие. И если этому фестивалю уделять достаточно внимания, он будет развиваться, расширяться.
– Что вы скажете об основном жанре этого фестиваля – поэзии и авторской песне? В какой точке развития находятся сейчас они?
– Вообще, эта сфера искусства находится сейчас не в самом лучшем состоянии. Если пять-семь лет назад на подобных фестивалях в конкурсах участвовали 60-70 человек, то, приехав на тот же самый фестиваль в прошлом году, я увидел... 5-7 человек. Почему так?  Народ перестал интересоваться этим. Появились другие интересы в жизни. Когда мы были голодными, нам это нужно было как воздух. Сейчас же, когда мы стали чуть-чуть более сытыми, появились ориентиры общества потребления, интерес стал пропадать. Вообще это характерная особенность нашей жизни – когда наверху закручивают гайки, то внизу у нас начинается подъем. И наоборот. Но тем не менее рождаются новые таланты и сохраняется преемственность. И  это дает надежду.

Григорий Петрович Калюжный родился в 1947 году в городе Макеевка Донецкой области. Окончил Кировоградскую школу высшей лётной подготовки, работал штурманом гражданской авиации на внутренних и международных авиалиниях. Григорий Петрович создал «Энциклопедию сёл и деревень» – уникальное собрание документов, грустная повесть об исчезающей ныне Руси деревенской, изначальной. И его стихи – искренние, глубокие и очень часто – грустные, с сердечной болью.
– Григорий Петрович, поделитесь с читателями своими впечатлениями о фестивале, о нашем городе...
– Я приятно удивлен, вопервых, такому количеству талантов, какое я встретил на этом фестивале. Еще меня поразило количество детей – и на фестивале, и в храме, где я успел побывать. Ваш город – знаменитый на всю страну наукоград, и вот в храме чуть ли не каждый пятый с ребенком, да еще и не с одним. Это замечательно.
А еще порадовала география участников — и из больших городов, и из районных. Гоголь говорил: чтобы узнать Россию, нужно по ней «проездиться». А этот фестиваль собирает людей с разных концов России, и  меня, например, не покидает ощущение, что я путешествовал в эти дни по всей стране.
Еще очень хорошо, что в фестивале участвуют батюшки – талантливые, и не простые таланты, а глубинные. Есть также  участники, для которых этот фестиваль – возможность взглянуть на себя, чтобы еще расти. Очень важно, что этот фестиваль  объединяет людей, и ты видишь эту силу общего дела, эту мощь духовного единства. Это радует сейчас, когда мы находимся словно в духовной обороне. Особенно меня поразили судьба и талант Алексея Грибанкова. Признаюсь вам, что после Блока с его стихотворением «Река раскинулась...» я ничего настолько глубокого не встречал, пока не познакомился со стихами Алексея.
Что еще сказать вам? Тут есть момент несказанного. Я пока что еще переживаю, передумываю то, с чем довелось мне встретиться у вас на фестивале. Я секретарь Союза писателей России, участвовал во многих подобных мероприятиях и могу ответственно сказать, что у этого фестиваля есть свое лицо, своя большая самобытность. Принимали нас несколько аскетично: здесь я усматриваю некую церковно-монашескую и гражданскую аскетичность, и это замечательно. Запомнился и батюшка отец Виталий – в нем чувствуется и мощь молитвенная, и мощь воина духовного... Отмечу также прекрасное руководство, организацию всего.  Такие фестивали не забываются! Все это глубоко запало в мою душу, будет со мной жить...


С большим теплом зрители приняли замечательный семейный дуэт из города Гатчины – Геннадия и Марию Дёминых. Геннадий Дёмин – поэт и бард, пишет и исполняет свои песни с 1979 года, дипломант фестиваля «Соцветие-2010» и IX фестиваля православно-патриотической авторской песни  святого Александра Невского. Его дочь Мария Дёмина – талантливая поэтесса, дипломант многих конкурсов, постоянный участник самых разных фестивалей, член Санкт-Петербургского клуба песни «Восток». На нашем фестивале Мария заняла второе место в номинации «Поэзия» и разделила с отцом третье место в номинации «Дуэт». Мария Дёмина поделилась с нашими читателям своими открытиями на первом в ее творческой биографии православном фестивале.
«Кто-то, возможно, считает религиозные фестивали чем-то унылым, ограничивающимся пением молитв и псалмов. Не знаю. Конечно, это не Грушинский фестиваль, где имеет место свободная, «хипповатая» атмосфера, это и не рок-фестивали, где раскрепощенность граничжит с развязностью. Это – другое. Здесь я почувствовала строгость восприятия моего творчества людьми искусства, но при этом они не закидывали меня камнями за то, что я, не скрывая, говорила, что хоть в Бога и верю, но сильно воцерковленной меня не назовешь. Мне очень понравилось то, что я чувствовала внутренний стержень этого фестиваля. Его стремление вверх, по-настоящему вверх. И конечно, не правы те люди, которые считают, что православие и религия – это уныло. Я плакала, слушая, как батюшки читают свои стихи – настоящие, сильные стихи! Я была бесконечно тронута спектаклем, я видела, как все песни, все слова проходят сквозь ребят, молодых, но уже настолько чутких к чужой боли.
Очень хочется сказать спасибо организаторам, их помощникам и всем, кто добрался до этого фестиваля. Я все еще не могу забыть теплую атмосферу в не самых жарких комнатках поселения, не могу отойти от множества новых людей, безумно талантливых, искренне верующих.
Когда мы с друзьями принимали участие в программе на христианском радио, нас спросили: «А почему вы так мало говорите в своих стихах о Боге?» Мы тогда подумали и ответили: «Лучшие стихи о любви — те, в которых ни разу не встречается слово «люблю», лучшие стихи о Боге — там, где Он ощущается душой». Не обязательно петь песню, где в каждом куплете кричишь о любви к Богу, важнее петь песню так, чтобы откликалась душа. Это значит, что Слово касается ее».

Беседовал Олег Мартынов-Скавронский